Международная конференция «Меры поддержки рынка газомоторного топлива: государственные и региональные уровни»

4 октября 2018

4 октября состоялась Международная конференция газомоторных ассоциаций – 2018 (IGVAC–2018) «Меры поддержки рынка газомоторного топлива: государственные и региональные уровни», организованная НГА совместно с Консорциумом NGV Italy, ООО «Газпром газомоторное топливо» и Gazprom Italia S.p.A.

4 октября состоялась Международная конференция газомоторных ассоциаций – 2018 (IGVAC–2018) «Меры поддержки рынка газомоторного топлива: государственные и региональные уровни», организованная НГА совместно с Консорциумом NGV Italy, ООО «Газпром газомоторное топливо» и Gazprom Italia S.p.A.

Модератором первой сессии «Стратегия развития национального рынка ГМТ: подходы и результаты» выступил исполнительный директор Ассоциации Василий Леонидович Зинин. С приветственным словом открыл конференцию председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Алексеевич Зубков.

В.А. Зубков

От администрации Президента России с приветственным словом выступил Кирилл Валентинович Молодцов. Со вступительным словом также выступил губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, который поддержал реализацию проекта по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива в регионе. По программе конференции первойвыступила Марияроза Барони, президент Консорциума NGV Italy. В ходе доклада было отмечено, что в Италии насчитывается 1,33 млн транспортных средств на газомоторном топливе, 1279 АГНКС, 27 КриоАЗС и ожидается ввод в эксплуатацию еще 19 КриоАЗС. Также г-жа Барони перечислила меры поддержки газомоторного рынка в Италии, к которым относятся следующие:

  • бюджетный закон, предусматривающий поддержку развития использования ТС на альтернативном топливе, финансирование инфраструктуры и соответствующего технического обеспечения;
  • льготное налогообложение ТС на природном газе;
  • доступ в зоны с ограниченным движением транспорта для ТС, использующих природный газ в качестве моторного топлива;
  • законодательный акт об обязательстве региональных властей, местных органов и коммунальных служб в сильно загрязненных провинциях закупать как минимум 25 % ТС на альтернативном топливе при обновлении парка автобусов и мусороуборочной техники;
  • субсидирование переоборудования коммерческих ТС на ГБО и закупок грузовой техники на КПГ и СПГ.

Далее выступил генеральный директор «Куньлунь энерджи» Чжао Юнци, который рассказал о текущем состоянии использования СПГ в транспортном секторе Китая. Число автомобилей в Китае на газомоторном топливе в настоящее время составляет 6 млн, в том числе ТС на СПГ 330 тыс. В конце 2017 года в Китае насчитывалось около 2 528 КриоАЗС. Докладчик рассказал о мерах стимулирования газомоторного рынка в Китае. Так, правительством разработан пакет законов, норм и стандартов, связанных с использованием СПГ в качестве газомоторного топлива. Руководство страны и региональные власти поощряют производство автомобилей на СПГ и предоставляют определенные субсидии. Национальная политика способствует развитию использования СПГ на транспорте. Также проводится политика субсидирования на национальном уровне: имеется специальный фонд для коммерческих автомобилей на природном газе, субсидии предоставляются в основном автобусам и общественному транспорту на основании заявления предприятия.

Опытом развития использования газомоторного топлива на региональном уровне поделился заместитель министра экономического развития правительства Ломбардии (Италия) Габриэле Барукко. Ломбардия – крупнейший и самый населенный регион Италии, в котором живет около 10 млн человек. К тому же, это регион Италии с самыми высокими темпами индустриализации. Эти данные указывают на то, что Ломбардия – регион с самой высокой плотностью дорожного движения, что требует тщательного планирования топливных распределительных сетей, особенно таких, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. По вышеуказанным причинам возникла необходимость разработки тщательно спланированной программы использования экологичных видов топлива. Он также рассказал о мерах стимулирования на региональном уровне (Ломбардия, Италия).


Генеральный секретарь NGV Europe Андреа Герини представил в докладе предложения по согласованию деятельности всех сторон для развития газомоторного рынка на законодательном уровне.

Генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Владимирович Лихачев выступил с докладом «Газомоторный рынок России: реализуемые меры поддержки и результаты их применения». Ежегодный прирост транспортных средств на КПГ в России на сегодня составляет 3000 ед., а необходимый прирост ТС на КПГ для загрузки АГНКС должен составлять 30 000 ТС в год. Государственная поддержка увеличения числа ТС на ГМТ включает:

  • разработку региональных программ по расширению использования ГМТ;
  • предоставление субсидий регионам на закупку техники на ГМТ и производителям такой техники;
  • снижение (обнуление) транспортного налога для транспорта на ГМТ (19 регионов);
  • статус «масштабный/стратегический проект» (8 регионов);
  • субсидии на переоборудование транспорта для работы на ГМТ (Татарстан, Сахалинская область).

По инициативе Группы Газпром совместно с федеральными органами власти отменено государственное регулирование цены на КПГ в качестве моторного топлива, для АГНКС снижены расстояния СЗЗ (с 300 до 50 м) и класс опасности (с 3-го до 4-го класса ОПО), разработана официальная терминология в сфере ГМТ (ГОСТ Р 57433–2017), сформированы требования пожарной безопасности к объектам малотоннажного производства и потребления СПГ (СП 326.1311500.2017), обоснована необходимость стратегического программного документа в сфере ГМТ.


В своем докладе М. Лихачев отметил, что газозаправочная инфраструктура развивается инвесторами без финансовой поддержки и стимулирующих мер. И при помощи государства необходимо увеличить темпы строительства объектов газозаправочной инфраструктуры с помощью мер стимулирования.

Заключительный доклад первой сессии представил Президент Корейской газомоторной ассоциации (KANFV) Вон Шик Шин, рассказал об опыте развития ТС на ГБО в Корее. С экономическим ростом страны число транспортных средств увеличилось со 130 тыс. (70-е гг.) до 22,5 млн автомобилей на конец 2017 года, что привело к катастрофическим показателям по загрязнению воздуха. В своем докладе, президент KANFV ознакомил собравшихся с основными этапами, которые были проведены для улучшения экологической ситуации в Корее.

В настоящее время в Корее 199 АГНКС и шесть КриоАЗС, зарегистрировано 39 191 ТС, использующих природный газ в качестве моторного топлива (автомобилей 7 051; автобусов 30 889; мусоровозов 1 248). Порядка 78 % городских автобусов курсируют на КПГ. Меры государственной поддержки включают субсидии на закупку автобусов на КПГ; поддержка правительства при выделении земель под строительство АГНКС и др.

На второй сессии, тема которой «Поддержка и стимулирование рынка ГМТ: позиция газомоторной отрасли», модератором выступил заместитель генерального директора по работе с органами власти и реализации зарубежных проектов ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Юрьевич Воробьев. На открытии второй сессии участников поприветствовали первый секретарь посольства Итальянской Республики в России Катерина Джильюто и президент Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL) Жан Мари Дожер.

О перспективах и мерах поддержки азиатского рынка ГМТ на государственном и региональном уровнях рассказал вице-президент Азиатской газомоторной ассоциации Вильям Оу. Основные стимулы поддержки ТС на газомоторном топливе: местное доступное топливо; снижение стоимости углерода в полном цикле производства топлива; экологический фактор и энергетическая безопасность.

В своем докладе, г-н Оу обратил особое внимание, на опыт развития газомоторного рынка в Сингапуре. Так, в декабре 2006 года насчитывалось 214 персональных ТС и 105 такси на ГМТ. За два года потребительский спрос увеличился почти в 10 раз, однако к 2017 году сократился в 2 раза в частном сегменте, а таксопарки вообще не используют ТС на ГМТ. Парадоксально, но причины этого являются: неразвитая инфраструктура и неосуществленная государственная поддержка.

Развитие азиатского газомоторного рынка можно наблюдать только в Китае, где широко распространено использование СПГ и КПГ в транспортном сегменте. Также рассматриваются альтернативные решения – водород в качестве топлива и электромобили. В Индонезии не наблюдается рост развития, но нынешнее правительство нацелено на инвестиции в инфраструктуру и создание устойчивого рынка использования природного газа в качестве моторного топлива.

Президент Мексиканской газомоторной ассоциации Андрес Байона Инсигнарес рассказал, что переоборудование на ГБО в Мексике составляет около 1800 долл. США для легкового автомобиля, а инвестиции окупаются в течение 5-6 месяцев. Годовая экономия при использовании КПГ составляет более 5000 долл. В Мексике в 19 городах имеются 35 АГНКС, еще 15 АГНКС в стадии строительства и более 50 новых проектов, реализация которых планируется в 2019-2020 гг. В стране насчитывается около 20 тыс. ТС на КПГ. Планируется развитие продаж КПГ на АЗС и их перевод на МАЗС.

О мерах поддержки рынка ГМТ в Японии доложил президент Газомоторной академии Японии Хиро Хашимото. В Японии 46 316 ТС на КПГ, что составляет всего 0,06 % от общего количества транспорта, 236 АГНКС и 2 КриоАЗС. Тем не менее производители автомобилей настоятельно рекомендуют правительству перейти на электротранспорт, чтобы защитить свой существующий нефтяной рынок.

Электроэнергетические компании начинают строительство КриоАЗС на своих терминалах СПГ. Планируется использовать СПГ в качестве топлива для перевозки грузовиков-цистерн.

Директор ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» Евгений Васильевич Мартынов доложил о комплексе мероприятий по переводу транспортных средств Татарстана на газомоторное топливо. Постановлением кабинета министров республики от 26.04.2013 г. № 283 утверждена государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы». С начала реализации этой программы переоборудовано на КПГ 2258 ТС и закуплено 2058, в республике 19 АГНКС. В 2018 году разработана и утверждена правительством республики государственная программа «Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Республики Татарстан» (постановление правительства Республики Татарстан № 789 от 18.09.2018 г.). В рамках программы республика будет выделять земельные участки общей площадью до 30 га для строительства на них АГНКС и размещения ПАГЗ. Ожидаемые результаты государственной программы: ввод 30 АГНКС, закупка 21 ПАГЗ, увеличение ТС на КПГ до 3000 ед.

Продолжил работу конференции генеральный директор АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Алексей Владимирович Петров, выступивший с докладом о развитии газомоторного топлива в Московском регионе. Он сообщил, что на территории Москвы есть 10 АГНКС, эксплуатируется 156 автобусов на КПГ и в 2018 году планируется закупка еще 81 автобуса. На территории Московской области – 18 АГНКС, в планах закупка 147 автобусов на КПГ.

Докладчик высказал предложения по стимулированию развития рынка ГМТ в Московском регионе:

  • Включить в Стратегию развития Московского транспортного узла показатели по закупке экологически чистого подвижного состава организациями городского наземного пассажирского транспорта и таксомоторной отрасли.
  • Разработать программу по стимулированию перехода на газомоторное топливо железнодорожного, водного и воздушного видов транспорта.
  • Разработать механизмы по устранению проблемных вопросов в части переоборудования автотранспорта на ГМТ.
  • Разработать и реализовать пилотные проекты по внедрению СПГ в качестве моторного топлива, в том числе в части развития инфраструктуры и стимулирования перехода потребителей топлива на СПГ.

Массимилиано Перри, директор «Ивеко» в РФ, рассказал о применяемых мерах поддержки на Европейском рынке. ЕС поддерживает использование КПГ, СПГ и биометана в качестве моторного топлива, позволяя государствам-членам снижать акциз на газовое топливо, стимулировать использование газомоторного транспорта, осуществлять софинансирование станций КПГ и СПГ, а также заводов по производству биометана.

В Германии начинают применять природный газ в качестве решения проблемы загрязнения окружающей среды через субсидии до 8 тыс. евро для ТС на КПГ и 12 тыс. –для ТС на СПГ (максимально до 500 тыс. евро на компанию). В Италии в Национальной энергетической стратегии развития основой является устойчивый рост использования СПГ на транспорте также через субсидии (максимально до 700 тыс. евро на компанию). В Испании предусмотрены льготы на покупку транспортных средств на альтернативных видах топлива и субсидия составляет 8 тыс. евро.

Франция выступила на конференции Европейской Комиссии с призывом к переводу грузового автотранспорта на природный газ через снижение подоходного налога для компаний-перевозчиков, инвестирующих в транспортные средства на КПГ или СПГ. В Бельгии региональные субсидии на покупку ТС на КПГ и СПГ составляют от 750 до 19 000 евро. В Нидерландах и Ирландской Республике также предусмотрены льготы для автомобилей, использующих природный газ.

От Газомоторной ассоциации Франции с докладом «Популяризация применения СПГ в качестве газомоторного топлива и расширение инфраструктуры» выступил инженер подразделения систем распределения СПГ (Cryostar) Зубиер Саад. Он привел статистику по рынку ГМТ во Франции: 68 АГНКС, 14 КриоАЗС, до конца 2018 года планируется ввод 49 АГНКС и 23 КриоАЗС. Зубиер Саад рассказал о Государственной Программе поддержки экологических средств передвижения и улучшения качества воздуха.

Завершил конференцию доклад начальника Управления газификации агентства по развитию Правительства Сахалинской области Вертопрахов Данила Юрьевич, который рассказал об опыте поддержки рынка газомоторного топлива в регионе.

Выступления докладчиков конференции подтверждают, что практически во всех странах существуют государственные программы поддержки экологичного транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии, в частности, на природном газе. Эти программы включают различные формы субсидирования перехода на газомоторный транспорт и развитие инфраструктуры, что оказывает положительное влияние на развитие рынка в целом.