ТРАНСПОРТ НА АЛЬТЕРНАТИВНОМ ТОПЛИВЕ №1 (103) 2025 год
Выпуск № 1 (103), 2025 Русский
|
Issue # 1 (103), 2025 English
|
03 Члены Национальной газомоторной ассоциации, 2025 год
|
03 Members of National Gas Vehicle Association in 2025
|
05 IV Всероссийский газомоторный форум
|
05 IV All-Russian Gas Engine Forum
|
11 Виктор Зубков: При участии «Газпрома» за 12 лет газомоторный рынок России вырос почти в четыре раза
|
11 Viktor Zubkov: With Gazprom's participation, the Russian gas motor market has grown almost fourfold in 12 years
|
14 В России увеличат долю такси на метане
|
14 Russia to Increase Share of Methane-Powered Taxis |
15 Экологичная заправка на трассе М-5 в Челябинской области – в числе победителей конкурса «АЗС России»
|
15 Eco-Friendly Gas Station on M-5 Highway in Chelyabinsk Region Among Winners of «Gas Stations of Russia» Competition
|
15 Заправимся по пути из Перми в Ижевск
|
15 Let’s Fill Up on the Way from Perm to Izhevsk
|
16 UrbanTrans 2024: Метановую технику на регулярных маршрутах используют 80 из 89 регионов России
|
16 UrbanTrans 2024: 80 of 89 Regions of Russia Use Methane-Powered Vehicles on Regular Routes
|
17 Стоимость топлива EcoGas по-прежнему в 2-2,5 раза дешевле бензина и дизеля
|
17 EcoGas Fuel Cost Still 2-2.5 Times Cheaper Than Gas and Diesel
|
18 Метан уже стал топливом для СВОих
|
18 Methane has already become a fuel for the participants of the SVO
|
19 Газ – топливо будущего: «Юнистим» внедряет экологичные решения в нефтегазовой отрасли
|
19 Gas is the Fuel of the Future: Unistim Implements Eco-Friendly Solutions in the Oil and Gas Industry
|
22 Обзор российских СМИ
|
22 Review of Russian media
|
36 В.В. Иващев Выхлопные газы транспорта, работающего на нефтяном топливе, отрицательно воздействуют на здоровье человека
|
36 Vladislav Ivaschev Exhaust gases from vehicles running on petroleum fuel have a negative impact on human health
|
41 А.В. Запорожец, М.В. Банкет Развитие систем контроля технического состояния ГБО при эксплуатации газобаллонных автомобилей
|
41 Alexey Zaporozhets, Mikhail Banket Development of systems for monitoring the technical condition of gas equipment during operation of gas-powered vehicles
|
56 Н.А. Лунегов, В.А. Рассохин Водородная энергетика и газотурбинные двигатели: основные принципы и инновационные разработки
|
56 Nikita Luengov, Victor Rassohin Hydrogen Gas Turbine Engines: Principles and Innovative Developments
|
62 А.А. Евстифеев Повышение надёжности бортовой топливной системы грузового транспорта на природном газе в условиях Крайнего Севера |
62 Andrey Evstifeev Improving the reliability of the on-board fuel system of natural gas-powered freight transport in the Far North
|
69 С.В. Беляев Современный опыт получения и применения синтетических топлив на транспорте
|
69 Sergey Belyaev Modern experience in obtaining and using synthetic fuels in transport
|
76 Аbstracts of articles
|
76 Аbstracts of articles
|
78 Авторы статей в журнале № 1 (103) 2025 г.
|
78 Contributorsto journal 1 (103) 2025
|
79 Перечень статей, опубликованных в журнале «Транспорт на альтернативном топливе» в 2024 г. |
79 List of articles published in Transport on alternative Fuel journal in 2024 |
Аннотации
IV Всероссийский газомоторный форум |
О IV Всероссийском газомоторном форуме, прошедшем 20 декабря 2024 года в Калининграде на площадке предприятия «АВТОТОР Холдинг». Центральным вопросом, который обсуждали в рамках деловой программы, стало дальнейшее развитие рынка ГМТ. Что для этого нужно, с какими трудностями сталкивается отрасль, как их преодолевают и какую экономию могут получить регионы и жители страны, пользуясь машиной на метане, рассказали участники мероприятия. |
|
|
Виктор Зубков: При участии «Газпрома» за 12 лет газомоторный рынок России вырос почти в четыре раза |
Интервью председателя Совета директоров ПАО «Газпром», специального представителя Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран – экспортёров газа Виктора Зубкова. |
|
|
Новости из «Газпром газомоторное топливо» |
Подборка информационных материалов. |
|
|
Газ – топливо будущего: «Юнистим» внедряет экологичные решения в нефтегазовой отрасли |
О члене НГА, «Заводе паровых установок Юнистим», специализирующемся на разработке и производстве спецтехники. |
|
|
Обзор российских СМИ |
Подборка информационных материалов. |
|
|
В.В. Иващев
Выхлопные газы транспорта, работающего на нефтяном топливе, отрицательно воздействуют на здоровье человека |
В последние десятилетия на фоне роста числа глобальных экологических проблем появилась концепция, в основе которой лежит постепенный переход к рациональным моделям производства и потребления, включая альтернативные виды топлива и в первую очередь – газомоторное топливо. Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с серьёзными глобальными и локальными вызовами агрессивной внешней среды. Легковые и грузовые автомобили выбрасывают в атмосферу углекислый газ и другие парниковые газы, на долю которых приходится пятая часть общего объёма загрязнения, что способствует глобальному потеплению. Необходимо отметить, что гражданскому обществу, экспертному экологическому сообществу, органам власти приходится прикладывать много усилий, чтобы уменьшить воздействие токсичных компонентов выхлопных газов автомобильного транспорта на здоровье человека и повысить качество окружающей внешней среды. Ключевые слова: выхлопные газы, токсичные компоненты выхлопных газов, воздействие на человека и окружающую среду, газомоторное топливо. |
Vladislav Ivaschev
Exhaust gases from vehicles running on petroleum fuel have a negative impact on human health |
In recent decades, against the backdrop of a growing number of global environmental problems, a concept has emerged based on a gradual transition to rational models of production and consumption, including alternative fuels and, first and foremost, gas motor fuel. Today, we are increasingly faced with serious global and local challenges of an aggressive external environment. Cars and trucks emit carbon dioxide and other greenhouse gases into the atmosphere, which account for a fifth of the total volume of pollution, which contributes to global warming. It should be noted that civil society, the expert environmental community, and government bodies have to make a lot of efforts to reduce the impact of toxic components of vehicle exhaust gases on human health and improve the quality of the external environment. Keywords: exhaust gases, toxic components of exhaust gases, impact on humans and the environment, gas motor fuel. |
|
|
А.В. Запорожец, М.В. Банкет
Развитие систем контроля технического состояния ГБО при эксплуатации газобаллонных автомобилей |
В статье приведено исследование и практико-ориентированный анализ систем учёта и контроля расхода газа. Рассмотрены основные технические вопросы, которые были решены в рамках научных проектов специализированных организаций. Определены существенные технические противоречия, которые не позволяют системам развиваться. Выявлены технические решения, которые нацелены на коммерческий успех ради обеспечения производственной безопасности. Предложены собственные разработки в области обеспечения технического контроля газобаллонного оборудования и его систем. Цель работы: исследовать перспективы развития систем контроля и мониторинга газобаллонных автомобилей и предложить схему контроля «спящих баллонов». Ключевые слова: газовый двигатель, производственно-технологическая база, компримированный природный газ, автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, газобаллонный автомобиль, цилиндропоршневая группа, газобаллонное оборудование, мультисенсоры, ГЛОНАСС, многофункциональный измерительный комплекс, «спящие баллоны», программы мониторинга. |
Alexey Zaporozhets, Mikhail Banket
Development of systems for monitoring the technical condition of gas equipment during operation of gas-powered vehicles
|
The article presents a study and practice-oriented analysis of gas consumption metering and control systems. The main technical issues that were resolved within the framework of scientific projects of specialized organizations are considered. Significant technical contradictions that prevent the systems from developing are identified. Technical solutions aimed at commercial success for the sake of ensuring industrial safety are identified. Own developments in the field of ensuring technical control of gas-cylinder equipment and its systems are proposed. Objective of the work: to study the prospects for the development of control and monitoring systems for gas-cylinder vehicles and to propose a scheme for monitoring «sleeping cylinders». Keywords: gas engine, production and technological base, compressed natural gas, automobile gas filling compressor station, gas-cylinder vehicle, cylinder-piston group, gas-cylinder equipment, multisensors, GLONASS, multifunctional measuring complex, «sleeping cylinders», monitoring programs. |
|
|
Н.А. Лунегов, В.А. Рассохин
Водородная энергетика и газотурбинные двигатели: основные принципы и инновационные разработки
|
Газотурбинные установки, работающие на водородном топливе – перспективное направление для снижения выбросов парниковых газов. В статье рассматриваются принципы работы ГТУ на водородном топливе, а также инновационные решения в этом направлении. Особое внимание уделено применению новых материалов для защиты элементов турбин от водородной хрупкости, а также использованию технологий искусственного интеллекта для управления процессом горения в камере сгорания и снижения выбросов оксидов азота. Представлена перспектива использования гибридных парогазовых установок, использующих водород в качестве топлива. Ключевые слова: газотурбинные установки, водородное топливо, водородная энергетика, искусственный интеллект, снижение выбросов оксидов азота. |
Nikita Luengov, Victor Rassohin
Hydrogen Gas Turbine Engines: Principles and Innovative Developments
|
Gas turbine units (GTU) operating on hydrogen fuel are a promising direction for reducing greenhouse gas emissions. The article discusses the operating principles of GTUs operating on hydrogen fuel, as well as innovative solutions in this area. Particular attention is paid to the use of new materials to protect turbine elements from hydrogen embrittlement, as well as the use of artificial intelligence (AI) technologies to control the combustion process in the combustion chamber (CC) and reduce nitrogen oxide (NOx) emissions. The prospect of using hybrid combined-cycle plants using hydrogen as fuel is presented. Keywords: gas turbine units, hydrogen fuel, hydrogen energy, artificial intelligence, NOx emission reduction. |
|
|
А.А. Евстифеев
Повышение надёжности бортовой топливной системы грузового транспорта на природном газе в условиях Крайнего Севера
|
Движение альтернативных видов моторного топлива в магистралях бортовой топливной системы является неустановившимся и происходит при значительных изменениях скорости потока и давления топлива за время, исчисляемое в миллисекундах. При этом на транспортных средствах, оборудованных топливной системой на природном газе, наблюдается наличие задержек при отклике на нажатие педали акселератора, что связано со следующими причинами: ограниченным диаметром проходного сечения газовых магистралей; более явно выраженным волнообразным процессом движения газообразного топлива с обтеканием препятствий и большим расходом запасенной энергии на преодоление узких и сложных по профилю участков газовых магистралей. При понижении температуры окружающей среды, как показал опыт зимней эксплуатации транспортных средств на КПГ и СПГ в районах Крайнего Севера и Урала, проявляются сложности в виде снижения пропускной способности топливных магистралей из-за образования наледи на внутренних стенках трубопроводов, расслоения газомоторного топлива в процессе хранения под действием низких температур и изменения вида и скорости движения топлива в бортовой топливной системе автомобиля. Для борьбы с данными явлениями разработан ряд организационно-технических мероприятий, целью которых является сокращение потерь теплоты, предотвращение промерзания топливных магистралей, защита топливной системы и двигателя от попадания некачественного топлива. Ключевые слова: альтернативное топливо; бортовая топливная система; природных газ; Крайний Север; математическое моделирование. |
Andrey Evstifeev
Improving the reliability of the on-board fuel system of natural gas-powered freight transport in the Far North
|
The movement of alternative types of motor fuel in the lines of the on-board fuel system is unsteady and occurs with significant changes in the flow rate and pressure of the fuel over a time measured in milliseconds. At the same time, on vehicles equipped with a fuel system on natural gas, there are delays in response to pressing the accelerator pedal, which is due to the following reasons: a limited diameter of the flow section of the gas lines; a more pronounced wave-like process of movement of gaseous fuel with flowing around obstacles and a large expenditure of stored energy to overcome narrow and complex sections of the gas lines. As the ambient temperature drops, as demonstrated by the experience of winter operation of CNG and LNG vehicles in the Far North and Ural regions, difficulties arise in the form of reduced fuel line capacity due to ice formation on the inner walls of pipelines, stratification of gas motor fuel during storage under low temperatures, and changes in the type and speed of fuel movement in the vehicle's on-board fuel system. To combat these phenomena, a number of organizational and technical measures have been developed to reduce heat loss, prevent freezing of fuel lines, and protect the fuel system and engine from low-quality fuel. Keywords: alternative fuel; on-board fuel system; natural gas; Far North; mathematical modeling. |
|
|
С.В. Беляев
Современный опыт получения и применения синтетических топлив на транспорте
|
В статье рассматриваются и анализируются вопросы производства и применения синтетических топлив, которые в настоящее время во многих регионах мира считаются приоритетными альтернативными видами топлив. Рассматриваются основные пути и технологии их получения, важнейшие свойства, экологические характеристики и влияние на сокращение выбросов парниковых газов. Синтетические биотоплива второго поколения с использованием технологии Фишера – Тропша имеют существенные преимущества по сравнению с биотопливами первого поколения. Можно предположить, что с использованием для их производства относительно дешёвых ресурсов природного газа, угля и биомассы они могут создать конкуренцию нефтяным топливам в отдельных регионах Европы и мира. Расширение использования синтетических топлив может оказать влияние на утилизацию отходов производства разной природы, оздоровление окружающей среды, повышение энергетической безопасности. Ключевые слова: синтетические топлива, биотоплива, парниковые газы, первое и второе поколения биотоплив, технологии Фишера – Тропша. |
Sergey Belyaev
Modern experience in obtaining and using synthetic fuels in transport
|
The article discusses and analyzes the issues of production and use of synthetic fuels, which are currently considered priority alternative fuels in many regions of the world. The main ways and technologies of their production, the most important properties, environmental characteristics and impact on the reduction of greenhouse gas emissions are considered. Second -generation synthetic biofuels using Fischer - Tropsch technology have significant advantages over first -generation biofuels. It can be assumed that, using relatively cheap resources of natural gas, coal and biomass, they can compete with petroleum fuels in certain regions of Europe and the world. Expanding the use of synthetic fuels can have an impact on the disposal of various types of industrial waste, improving the environment, and improving energy security. Keywords: synthetic fuels, biofuels, greenhouse gases, first- and second-generation biofuels, Fischer – Tropsch technologies. |