ТРАНСПОРТ НА АЛЬТЕРНАТИВНОМ ТОПЛИВЕ №6 (102) 2024 ГОД

12 января 2025

Выпуск № 6 (102), 2024

Русский

 

Issue # 6 (102), 2024

English

 

03

Члены Национальной газомоторной ассоциации, 2024 год

 

03

Members of National Gas Vehicle Association in 2024

 

05

Петербургский международный газовый форум – 2024

 

05

St. Petersburg International Gas Forum – 2024

 

10

Новости из компании «Газпром газомоторное топливо»

 

10

News from the company Gazprom Gas Engine Fuel

 

15

«Газпром газомоторные системы» расширяет линейку транспортных средств на метане

 

15

«Gazprom Gas Engine Systems» Expands Line of Methane-Powered Vehicles

 

16

Запущено серийное производство передвижных автомобильных газовых заправщиков

 

16

Serial production of mobile automobile gas filling stations launched

 

17

Обзор российских СМИ

 

17

Review of Russian media

 

27

Александр Новак ознакомился с отечественными разработками по водородной энергетике

 

27

Alexander Novak got acquainted with domestic developments in hydrogen energy

 

29

Первое в России судно на водородном топливе вышло на испытания

 

29

Russia's first hydrogen-fueled vessel begins testing

 

29

На Сахалине в 2025 году запустят пять пилотных площадок водородного кластера

 

29

Five pilot sites of the hydrogen cluster will be launched on Sakhalin in 2025

 

31

Улетучился: как и почему «посыпались» водородные проекты

 

31

Vanished: How and Why Hydrogen Projects «Fell Apart»

 

33

Самосвалы на водороде: о новых разработках рассказали на БЕЛАЗе

 

33

Hydrogen-powered dump trucks: BELAZ talks about new developments

 

33

Toyota разработала сменные водородные картриджи для электромобилей

 

33

Toyota Develops Replaceable Hydrogen Cartridges for Electric Vehicles

 

35

Hyundai выпустит кроссовер Intium на водороде в 2025 году

 

35

Hyundai to Launch Hydrogen-Powered Intium Crossover in 2025

 

36

М.С. Лебедев

Некоторые вопросы обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации передвижных ёмкостей хранения ГМТ

 

36

Mikhail Lebedev

Some issues of industrial safety during operation of mobile gas storage tanks

 

39

М.В. Кудинкина, А.С. Кузнецова,

А.А. Жежерова

Концепция создания «зелёного» транспортного коридора на автомагистрали М-11

 

39

Marina Kudinkina,

Anastasia Kuznetsova,

Arina Zhezherova

The concept of creating a «green» transport corridor on the M-11 highway

 

45

А.А. Кулешов, В.А. Марков,

Е.Ф. Поздняков, М.И. Шлёнов

Экспериментальное исследование дизельного двигателя с подачей водорода на впуске

 

45

Aleksey Kuleshov, Vladimir Markov,

Evgeny Pozdnyakov, Matvey Shlenov

Experimental Study of a Diesel Engine with Hydrogen Supply at the Inlet

 

60

Ли Фэн, С.Л. Сазонов

На земле, в небесах и на море

Китай внедряет новые энергоносители в транспортной отрасли

 

60

Li Feng, Sergey Sazonov

On Land, in the Sky, and at Sea

China Embraces New Energy Sources in Transport

 

71

А.А. Солнцев, А.Р. Асоян,

Ф.А. Бородкин, А.В. Горюнова

Исследование топливно-экономических

показателей водно-топливной эмульсии

 

71

Aleksey Solntsev, Artur Asoyan,

Fedor Borodkin, Anastasia Goryunova

Research of water-fuel emulsion on fuel-economic characteristics

 

77

Аbstracts of articles

 

77

Аbstracts of articles

 

80

Авторы статей в журнале № 6 (102) 2024 г.

 

80

Contributorsto journal 6 (102) 2024

 

 Аннотации:

Петербургский международный газовый форум - 2024

О проблемах, которые обсуждались на Петербургском международном газовом форуме – 2024.

 

Новости из «Газпром газомоторное топливо»

Подборка информационных материалов.

 

Обзор российских СМИ

Подборка информационных материалов.

 

Водородный хаб

Подборка информационных материалов об использовании водорода в качестве топлива.

 

М.С. Лебедев

 

Некоторые вопросы обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации передвижных ёмкостей хранения ГМТ

В связи с активным развитием в России отрасли газомоторного топлива организации, участники рынка ГМТ, сталкиваются с проблемами соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации мобильных ёмкостей хранения газомоторного топлива. В работе рассмотрены основные возникающие вопросы по нормативным требованиям, а также предложены их решения, которые носят рекомендательный характер.

Ключевые слова: газомоторное топливо, сжиженный природный газ, компримированный природный газ, передвижной автомобильный газовый заправщик, промышленная безопасность, оборудование под давлением.

Mikhail Lebedev

 

Some issues of industrial safety during operation of mobile gas storage tanks

Due to the active development of the gas motor fuel industry in Russia, organizations, participants of the gas motor fuel market, face problems of compliance with industrial safety requirements when operating mobile gas motor fuel storage tanks. The paper examines the main emerging issues regarding regulatory requirements, and also offers solutions that are advisory in nature.

Keywords: gas motor fuel, liquefied natural gas, compressed natural gas, mobile automobile gas tanker, industrial safety, pressure equipment.

 

М.В. Кудинкина,

А.С. Кузнецова, А.А. Жежерова

 

Концепция создания «зелёного» транспортного коридора на автомагистрали М-11

В статье рассматриваются вопросы сокращения эмиссии парниковых газов за счёт создания «зелёного» транспортного коридора. Проведена количественная оценка прогнозных объёмов сокращения выбросов СО2 на автомобильной дороге М-11.

Ключевые слова: «зелёный» транспортный коридор, дорожное хозяйство, М-11, углеродная нейтральность.

Marina Kudinkina, Anastasia Kuznetsova, Arina Zhezherova

 

The concept of creating a «green» transport corridor on the M-11 highway

The article discusses the issues of reducing greenhouse gas emissions through the creation of a «green» transport corridor. A quantitative assessment of the projected volumes of CO2 emissions reduction on the M-11 highway was carried out.

Keywords: Green Transport Corridor, road management, M-11, carbon neutrality.

 

А.А. Кулешов, В.А. Марков,

Е.Ф. Поздняков, М.И. Шлёнов

 

Экспериментальное исследование дизельного двигателя с подачей водорода на впуске

Отмечена перспективность использования водорода в качестве безуглеродного моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Проведён сравнительный анализ физико-химических и моторных свойств нефтяного дизельного топлива и водорода. Рассмотрены различия этих свойств и проблемы использования водорода в качестве моторного топлива. Проведены экспериментальные исследования дизельного двигателя типа Д-243 в составе дизель-генераторной установки, работающей на нефтяном дизельном топливе с подачей водорода во впускную систему двигателя от электролизной установки Leader-4М, разработанной ООО «Техно-Хилл Клаб» (г. Москва). При подаче водорода на впуске в количестве 4,0% от общей подачи топлива на режиме с нагрузкой, равной 30…35% от полной, удельный эффективный расход топлива уменьшился с 368,9 до 337,5 г/(кВт·ч), т.е. на 8,5% по сравнению с чисто дизельным циклом. При этом на режиме с полной нагрузкой с долей подаваемого водорода 1,8% от общей подачи топлива отмечено снижение удельного эффективного расхода топлива с 270,5 до 269,5 г/(кВт·ч), т.е. на 0,37% по сравнению с чисто дизельным циклом. При подаче водорода на впуске в количестве 1,8% от общей подачи топлива на режиме с полной нагрузкой дымность отработавших газов снизилась с 10,1 до 7,5% по шкале Хартриджа, т.е. на 25,7% по сравнению с чисто дизельным циклом. Но при этом отмечен рост концентрации в отработавших газах оксидов азота с 1413 до 1546 ppm, или на 9,4%.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель, дизельное топливо, водород, топливная экономичность, показатели токсичности отработавших газов.

Aleksey Kuleshov, Vladimir Markov, Evgeny Pozdnyakov, Matvey Shlenov

 

Experimental Study of a Diesel Engine with Hydrogen Supply at the Inlet

 

 

The prospects of using hydrogen as a carbon-free motor fuel for internal combustion engines are noted. A comparative analysis of the physico-chemical and motor properties of petroleum diesel fuel and hydrogen is carried out.The differences between these properties and the problems of using hydrogen as a motor fuel are considered. Experimental studies of a diesel engine of the D-243 type as part of a diesel generator set running on petroleum diesel fuel with hydrogen supply to the engine intake system from the Leader-4M electrolysis plant developed by Techno-Hill Club LLC (Moscow) have been carried out.When hydrogen is supplied at the intake in the amount of 4.0% of the total fuel supply in a mode with a load equal to 30-35% of the total, the specific effective fuel consumption decreased from 368.9 to 337.5 g/(kWh), i.e. by 8.5% compared with a purely diesel cycle. At the same time, in full-load mode with a proportion of supplied hydrogen equal to 1.8% of the total fuel supply, a decrease in specific effective fuel consumption was noted from 270.5 to 269.5 g/(kWh), i.e. by 0.37% compared with a purely diesel cycle.When hydrogen was supplied at the intake in the amount of 1.8% of the total fuel supply at full load, the smoke content of the exhaust gases decreased from 10.1 to 7.5% on the Hartridge scale, i.e. by 25.7% compared with a purely diesel cycle. But at the same time, there was an increase in the concentration of nitrogen oxides in the exhaust gases from 1413 to 1546 ppm, i.e. by 9.4%.

Keywords: internal combustion engines, diesel engine, diesel fuel, hydrogen, fuel efficiency, exhaust gas toxicity indicators.

 

Ли Фэн (КНР), С.Л. Сазонов

 

На земле, в небесах и на море

Китай внедряет новые энергоносители в транспортной отрасли

 

 

Китайские производители продолжают развивать применение альтернативных видов топлива в различных сегментах транспортной отрасли. В авиации, на железнодорожном и морском транспорте полным ходом осваивается электрическая тяга, аммиак и водородное топливо. А год назад на выставке Marintec China 2023 был представлен концептуальный проект крупнейшего в мире контейнеровоза с ядерным двигателем. Развитие современных технологий всесторонне поддерживается на государственном уровне, что позволяет Китаю уверенно лидировать на международном рынке. Так, по части производства электромобилей КНР давно уже обогнала такие страны, как США и Германия. И поиск новых технологий применения современных и экологичных энергоносителей другими видами транспорта – это следствие государственной политики по укреплению китайской экономики.

Ключевые слова: Китай, электротранспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, морской транспорт, водородное топливо, аммиак, беспилотное вождение.

Li Feng (PRC), Sergey Sazonov

 

On Land, in the Sky, and at Sea

China Embraces New Energy Sources in Transport

 

 

Chinese manufacturers continue to develop the use of alternative fuels in various segments of the transport industry. Electric traction, ammonia and hydrogen fuel are being fully developed in aviation, rail and sea transport. And a year ago, a conceptual design for the world's largest container ship with a nuclear engine was presented at the Marintec China 2023 exhibition. The development of modern technologies is comprehensively supported at the state level, which allows China to confidently lead the international market. Thus, in terms of the production of electric vehicles, China has long overtaken countries such as the United States and Germany. And the search for new technologies for the use of modern and environmentally friendly energy sources by other modes of transport is a consequence of state policy to strengthen the Chinese economy.

Keywords: China, electric transport, rail transport, air transport, sea transport, hydrogen fuel, ammonia, unmanned driving.

 

А.А. Солнцев, А.Р. Асоян,

Ф.А. Бородкин, А.В. Горюнова

 

Исследование топливно-экономических показателей водно-топливной эмульсии

Рост цен на топливо и повышение требований к экологическим нормам в выбросах отработавших газов двигателей внутреннего сгорания приводит к необходимости поиска путей ресурсосбережения основного топлива и разработке технических решений, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ. Одним из таких технических решений является применение в качестве моторного топлива водно-топливных эмульсий (ВТЭ).

В работе проведено исследование водно-топливной эмульсии как альтернативного топлива, применяемого в дизельных двигателях. Водно-топливная эмульсия способствует повышению эффективности сгорания и снижению вредных выбросов в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания. В тексте описаны серии экспериментов с использованием водно-дизельной эмульсии.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, водно-топливная эмульсия, дизельное топливо, топливная экономичность, расход топлива.

Aleksey Solntsev, Artur Asoyan, Fedor Borodkin,

Anastasia Goryunova

 

Research of water-fuel emulsion on fuel-economic characteristics

 

 

The rise in fuel prices and increasing requirements for environmental standards in exhaust emissions of internal combustion engines leads to the need to search for ways of resource saving of the main fuel and development of technical solutions that ensure the reduction of harmful emissions. One of such technical solutions is the use of water-fuel emulsions (WFE) as motor fuel.

The paper analyses the study of water–fuel emulsion as an alternative fuel used in diesel engines. Water-fuel emulsion helps to increase combustion efficiency and reduce emissions in the exhaust gases of internal combustion engines. A series of experiments using water–diesel emulsion (WDE) are described in the text.

Keywords: internal combustion engine, water-fuel emulsion, diesel fuel, fuel efficiency, fuel consumption.