Транспорт на альтернативном топливе № 3 (93) 2023 год

15 июня 2023

Выпуск № 3 (93), 2023

Русский

 

03

Члены Национальной газомоторной ассоциации, 2023 год

 

05

III Всероссийский газомоторный форум

 

09

В России планируется увеличить переоборудование на метан в два раза

 

10

Крупнейший дистрибьютор машин из Китая

и «Газпром газомоторное топливо» договорились о сотрудничестве

 

11

Спрос на метан как топливо вырос в два раза в ряде регионов России

 

12

70 лет исполнилось Московскому газоперерабатывающему заводу

 

13

В Краснодарском крае, Ростовской и Тульской областях начали работу девять новых АГНКС «Газпрома»

 

15

«Газпром» расширил газозаправочную сеть новыми станциями в Калининграде и Ноябрьске

 

16

В Сочи был осмотрен участок под строительство АГНКС в Адлерском районе

 

17

В Хабаровском крае введена в эксплуатацию

первая метановая заправочная станция

 

18

Обзор российских СМИ

 

25

Соединенные Штаты берут курс на электромобили

 

26

Водородная мозаика

 

34

А.С Кулешов, А.А. Кулешов,

М.В Гордин, В.А. Марков, Ф.С Карпец

Экологические показатели двухтопливного

водородного двигателя

 

 

49

М.И. Почукаев, Ю.В. Панов,

А.В. Чебанов

Состояние заправочной инфраструктуры КПГ и СПГ в России на начало 2023 года

 

62

А.А. Евстифеев, Н.А. Лапушкин

Математическая модель процессов смесеобразования и сгорания в газодизельном двигателе

 

74

С.А. Плотников, М.В. Смольников,

Г.Э. Заболотских

Влияние развития транспорта с электроприводом на изменения в правилах дорожного движения РФ

 

78

Abstracts of articles

 

80

Авторы статей в журнале № 3 (93) 2023 г.

Issue # 3 (93), 2023

English

 

03

Members of National Gas Vehicle Association in 2023

 

05

III All-Russian NGV Forum

 

09

Russia plans to double conversion to methane

 

 

10

The largest distributor of cars from China and Gazprom gas engine fuel agreed on cooperation

 

 

11

Demand for methane as a fuel doubled in a number of Russian regions

 

12

70th anniversary of the Moscow gas processing plant

 

13

Nine new CNG filling stations of Gazprom launched in the Krasnodar Territory, Rostov and Tula Regions

 

15

Gazprom expands gas filling network with new stations in Kaliningrad and Noyabrsk

 

 

16

In Sochi, a site for the construction of a gas fi lling station in the Adler district was inspected

 

17

The first methane filling station was put into operation in the Khabarovsk Territory

 

18

Review of Russian media

 

25

The United States is moving towards electric vehicles

 

26

Hydrogen mosaic

 

34

Aleksey Kuleshov, Andrey Kuleshov,

Mikhail Gordin, Vladimir Markov,

Fedor Karpets

Environmental Indicators of a Dual-Fuel Hydrogen Engine

 

49

Michail Potchukaev, Yury Panov,

Alexander Chebanov

The state of the CNG and LNG filling infrastructure in Russia at the beginning of 2023

 

62

Andrey Evstifeev, Nikolay Lapushkin

Mathematical model of mixture formation and combustion processes in a gas-diesel engine

 

 

74

Sergey Plotnikov, Mikhail Smolnikov,

Georgy Zabolotskikh

The impact of the development of electric vehicles on changes in the rules of the road in the Russian Federation

 

78

Abstracts of articles

 

80

Contributors to journal 3 (93) 2023



Аннотации:

В Москве состоялся III Всероссийский газомоторный форум

Материал о III Всероссийском газомоторном форуме, который прошел 20-21 апреля в Москве. В мероприятии участвовало более 400 человек, среди которых представители компаний – участников рынка, федеральных и региональных органов власти, научных организаций и экспертного сообщества. В онлайн за мероприятием следило ещё порядка 300 участников.

Мероприятие получило широкий охват аудитории в средствах массовой информации, включая федеральные телеканалы.

 

Новости из «Газпром газомоторное топливо»

Подборка информаций о деятельности компании.

 

Обзор публикаций российских и зарубежных СМИ

Информационная подборка.

 

Водородная мозаика

Тематическая подборка информации об использовании водорода в качестве топлива.

 

А.С Кулешов, А.А. Кулешов,

М.В Гордин, В.А. Марков, Ф.С. Карпец

 

Экологические показатели двухтопливного водородного двигателя

На современном этапе развития энергетики водород рассматривается как один из наиболее перспективных энергоносителей. В работе показана целесообразность использования водорода в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Надёжное воспламенение водорода в камере сгорания двигателя достигается при реализации двухтопливного цикла. При этом водород воспламеняется от запального дизельного топлива. С использованием программного комплекса ДИЗЕЛЬ-РК проведены расчётные исследования влияния подач дизельного топлива и водорода на рабочий процесс двухтопливного двигателя типа Д-245. Рассчитаны основные показатели двигателя при изменении подачи водорода от 0 (чисто дизельный цикл) до 80% (с учётом разницы теплоты сгорания этих топлив). Установлено, что концентрация в отработавших газах оксидов азота определяется максимальной температурой сгорания топлива, а дымность ОГ зависит от массового содержания атомов углерода в молекулах топлива. Проведённый корреляционный анализ подтвердил наличие тесной взаимосвязи между указанными параметрами. Предложен критерий, характеризующий суммарную токсичность отработавших газов двигателя. Оптимальная подача водорода в камеру сгорания составила 40%. При такой подаче водорода отмечено снижение дымности ОГ на 53%, выброса углекислого газа на 44%, но эмиссия оксидов азота возросла на 27%. При увеличении подачи водорода от 0 до 40% максимальный эффективный КПД дизеля возрос на 7,1%.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель, двухтопливный водородный двигатель, дизельное топливо, водород, показатели токсичности отработавших газов.

Aleksey Kuleshov,

Andrey Kuleshov,

Mikhail Gordin,

Vladimir Markov, Fedor Karpets

 

Environmental Indicators of a Dual-Fuel Hydrogen Engine

At the present stage of energy development, hydrogen is considered as one of the most promising energy carriers. The expediency of using hydrogen as a motor fuel for internal combustion engines is shown. Reliable ignition of hydrogen in the combustion chamber of the engine is achieved by implementing a two-fuel cycle. In this case, hydrogen ignites from the ignition of diesel fuel. Using the DIESEL-RK software package, computational studies of the effect of diesel fuel and hydrogen supply on the workflow of a dual-fuel engine of the D-245 type were carried out. The main indicators of the engine are calculated when the hydrogen supply changes from 0 (purely diesel cycle) to 80% (taking into account the difference in the heat of combustion of these fuels). It is shown that the concentration of nitrogen oxides in the exhaust gases is determined by the maximum combustion temperature of the fuel, and the smokiness of the exhaust gases depends on the mass content of carbon atoms in the fuel molecules. The correlation analysis confirmed the existence of a close relationship between these parameters. A criterion characterizing the total toxicity of engine exhaust gases is proposed. The optimal supply of hydrogen to the combustion chamber was 40%. With such a supply of hydrogen, there was a decrease in the smokiness of exhaust gases by 53%, carbon dioxide emissions by 44%, but the emission of nitrogen oxides increased by 27%. With an increase in the supply of hydrogen from 0 to 40%, the maximum effective efficiency of diesel increased by 7.1%.

Keywords: internal combustion engines, diesel engine, dual-fuel hydrogen engine, diesel fuel, hydrogen, exhaust gas toxicity indicators.

 

М.И. Почукаев, Ю.В. Панов,

А.В. Чебанов

 

Состояние заправочной инфраструктуры КПГ и СПГ в России на начало 2023 года

В статье показано общее количество заправочных станций КПГ и СПГ в России с учётом стационарных и мобильных АГНКС, площадок заправки с помощью ПАГЗ, КриоАЗС. Отмечено, в каких регионах наиболее развита газозаправочная инфраструктура, а в каких её нет совсем, выделены основные участники рынка КПГ и СПГ в качестве моторного топлива.

Ключевые слова: автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, криогенная автозаправочная станция, передвижной автогазозаправщик, газозаправочная инфраструктура России, компримированный природный газ, сжиженный природный газ, количество АГНКС и КриоАЗС в России, участники рынка КПГ и СПГ в России.

Michail Potchukaev, Yury Panov, Alexander Chebanov

 

The state of the CNG and LNG filling infrastructure in Russia at the beginning of 2023

The article indicates the total quantity of CNG & LNG filling stations in Russia including the stationary filling stations, the mobile filling stations with compressors & the locations for mobile filling stations without compressors, the LNG fuelling station. The regions with the most developed gas-filling infrastructure, the regions with a lack of gas-filling infrastructure and the regions with a full deficiency of gas-filling infrastructure have been analyzed. The major CNG & LNG motor fuel market players have been marked out.

Keywords: automobile CNG filling compressor station, cryogenic filling station, mobile gas filling station, gas filling infrastructure in Russia, compressed natural gas, liquefied natural gas, number of CNG filling stations and Cryo filling stations in Russia, CNG and LNG market participants in Russia.

 

А.А. Евстифеев,

Н.А. Лапушкин

 

Математическая модель процессов смесеобразования и сгорания в газодизельном двигателе

Рассмотрены основные составляющие математической модели газодизельного двигателя и результаты расчётного исследования рабочих процессов в дизелях и газодизельных двигателях.

Ключевые слова: компримированный природный газ (КПГ), газовое моторное топливо, математическая модель, газодизельный двигатель.

Andrey Evstifeev,

Nikolay Lapushkin

 

Mathematical model of mixture formation and combustion processes in a gas-diesel engine

The main components of the mathematical model of a gas-diesel engine and the results of a computational study of working processes in diesels and gas-diesel engines are considered.

Keywords: compressed natural gas (CNG), gas motor fuel, mathematical model, gas-diesel engine.

 

С.А. Плотников,

М.В. Смольников,

Г.Э. Заболотских

 

Влияние развития транспорта с электроприводом на изменения в правилах дорожного движения РФ

Транспортные средства, содержащие в конструкции трансмиссии электромашину, предназначенную для приведения их в движение, эксплуатируются на территории Российской Федерации давно. Однако для расширения работы в этом направлении недостаточно нормативно-правовой базы, технической инфраструктуры. В настоящее время в эксплуатацию вводится новый тип энергоустановки для ТС – электропривод. Авторы обращаются к мировому опыту в данном направлении машиностроения.

Развитие науки и техники постоянно заставляет человечество перестраивать и налаживать и другие сферы жизни. Электромобили и гибридные автомобили постепенно входят в повседневную жизнь человека, однако существуют проблемы с их массовым распространением. Так, с 1 марта 2023 года внесены изменения в ПДД, которые, кроме прочего, коснулись транспортных средств на электрической тяге. Данная проблема назревала уже на протяжении последних пяти лет.

Ключевые слова: ПДД, гибридный автомобиль, электромобиль.

Sergey Plotnikov,

Mikhail Smolnikov,

Georgy Zabolotskikh

 

The impact of the development of electric vehicles on changes in the rules of the road in the Russian Federation

Vehicles containing an electric machine in the transmission structure designed to set them in motion have been operated on the territory of the Russian Federation for a long time. However, to expand work in this direction, the legal framework and technical infrastructure are not enough. At present, a new type of power plant for the vehicle is being put into operation - an electric drive. The authors refer to the world experience in this area of mechanical engineering.

The development of science and technology is constantly forcing humanity to rebuild and improve other areas of life. Electric vehicles and hybrid vehicles are gradually entering the daily life of a person, but there are problems with their mass distribution. So, from March 1, 2023, changes were made to the traffic rules, which, among other things, affected electric vehicles. This problem has been brewing for the past five years.

Keywords: traffic rules, hybrid car, electric car.