Меры государственной поддержки
Государственная политика по поддержке газомоторной отрасли в Российской.
На сегодняшний день все меры государственной поддержки, действующие в России, можно разделить на 2 большие группы: федеральной меры поддержки и региональные меры поддержки.
Меры федеральной поддержки направлены на субсидирования 3 ключевых направлений развития ГМТ.
- Меры поддержки строительства объектов газозаправочной инфраструктуры.
В 26 субъектах предоставляется субсидия на строительство АГНКС. Размер субсидии в 2022 году – 36 млн. рублей на один объект[1] (около 500 тыс. долларов, что составляет 30% от нормативной стоимости строительства одной АГНКС).
Важно отметить, что начиная с 2022 года в Подпрограмму внесены изменения, касающиеся локализации оборудования, установленного на АГНКС[2].
Так для получения субсидии в 2022 году на территории Российской Федерации должны быть произведены:
- Компрессорная установка;
- Блоки аккумуляторов газа;
- Заправочные колонки.
Для получения субсидии в 2023 году и позже на территории Российской Федерации должны быть произведены:
- Компрессорная установка;
- Блоки аккумуляторов газа;
- Заправочные колонки;
- Блоки осушки (очистки).
- Меры поддержки переоборудования транспортных средств на метан
Для стимулирования роста потребления метана, Правительством утверждены меры поддержки переоборудования техники для использования метана в качестве топлива.
На сегодняшний день они не приняты в окончательной редакции.
- Меры поддержки на приобретение серийной техники
В 2020 году Минпромторгом РФ были утверждены меры поддержки в виде субсидирования части стоимости заводской серийной техники на КПГ И СПГ. Однако в 2022 году (по состоянию на 29.04.2022) эти меры не продлены.
Отметим, что все меры федеральной поддержки функционируют в виде межбюджетных трансфертов, то есть направляются в адрес субъектов Федерации, где происходит окончательное распределение субсидий.
Представители региональных органов власти также нередко стимулируют физических лиц и предприятия использовать метан в качестве моторного топлива.
Самой распространенной мерой поддержки является снижение транспортного налога. Так, на сегодняшний день, в 22 регионах действует 50% льгота на транспортный налог для автомобилей на метане:
- Брянская область
- Владимирская область
- Забайкальский край
- Калужская область
- Кемеровская область
- Кировская область
- Костромская область
- Курганская область
- Ленинградская область
- Нижегородская область
- Новосибирская область
- Республика Адыгея
- Республика Башкортостан
- Республика Коми
- Республика Хакасия
- Санкт-Петербург
- Сахалинская область
- Смоленская область
- Ханты-Мансийский автономный округ
- Челябинская область
- Чувашская Республика
- Ярославская область
Некоторые регионы РФ, не входящие в перечень из 26 регионов приоритетного развития ГМТ, определенного Минэнерго России, внедряют дополнительные меры поддержки за счет собственных бюджетных средств. Это в первую очередь связано с тем, что использование метана положительно сказывается на инвестиционном климате субъекта, повышается деловая активность, удешевляются цепочки поставок товаров и услуг. Кроме того, экологический аспект и влияние снижение выбросов вредных веществ положительно сказывается на состоянии здоровья жителей и системе здравоохранения всего региона. Наиболее успешный опыт самостоятельной реализации программы развития рынка ГМТ представлен на территории Сахалинской области.
Меры поддержки развития ГМТ на территории Сахалинской области.
К 2025 году Сахалинская область планирует достичь углеродной нейтральности (баланса выбросов и поглощений парниковых газов). Для этого на территории Сахалинской области будет реализован эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для внедрения в Сахалинской области технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, а также создание инфраструктуры поддержки климатических проектов и обращения углеродных единиц.
Сахалинская область станет территорией опережающего развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, территорией международного сотрудничества в сфере низкоуглеродных технологий, своего рода полигоном для пилотирования лучших отечественных и мировых практик.
Сахалинская область учитывает тенденции энергетического перехода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), объявленные цели глобальных нефтегазовых компаний и правительств стран АТР о снижении углеродного следа и достижения углеродной нейтральности к 2050-2060 гг. за счет постепенного отказа от ископаемых видов топлива и увеличения доли возобновляемых энергоресурсов, а также риск введения пограничных налоговых корректировок для углеродоемкой продукции в некоторых странах-импортерах.
Транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды и выбросов углекислого газа (СО2). На долю автомобильного транспорта в Сахалинской области приходится 41% суммарного выброса всех загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а в г. Южно-Сахалинске - 90%. Поэтому в Сахалинской области ведется активная работа по обеспечению поэтапного перехода автотранспортных средств на использование газомоторного топлива.
С целью снижения выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников с 2016 года в Сахалинской области реализуется подпрограмма «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» в рамках государственной программы «Развитие энергетики Сахалинской области». Сахалинская область на сегодняшний день является одним из лидеров в Российской Федерации по мерам поддержки перевода автотранспорта на газомоторное топливо и развития газозаправочной инфраструктуры.
В Сахалинской области создан комплекс региональных мер поддержки перевода автотранспорта на газомоторное топливо и развития газозаправочной инфраструктуры:
Для физических лиц:
- 50% скидка на транспортный налог;
- 100% компенсация стоимости переоборудования (не более 150 тыс. руб. (2000 USD) на 1 ТС);
- Компенсация части первоначального взноса по автокредитам на ТС на метане;
Для предприятий:
- 50% скидка на транспортный налог;
- 90% компенсация на закупку новых ТС и переоборудование для агро-отрасли;
- 70% компенсация на закупку новых ТС и переоборудование для предприятий пищевой промышленности;
- 70% компенсация на переоборудования для всех предприятий (не более 150 тыс. руб. (2000 USD) на 1 ТС)
- Пониженная ставка по автолизингу – 5%.
Для инвесторов в ГЗИ:
- Предоставление земельного участка без процедуры торгов;
- 90% компенсация приобретения ПАГЗ (без учета НДС);
- 70% компенсация стоимости оборудования АГНКС;
- Прямые закупки ПАГЗ в муниципалитетах, где нет инвесторов;
- Компенсация стоимости технического оборудования для сервисных центров по переоборудованию.
Такие меры поддержки являются беспрецедентными и, в первую очередь, направлены на ускоренное развитие ГМТ отрасли в регионе.
В 2020 году на меры поддержки перевода автотранспорта на газомоторное топливо и развитие газозаправочной инфраструктуры из бюджета Сахалинской области были выделены 268,5 млн. рублей (3,5 миллионов USD), в том числе:
- на меры поддержки для населения – 92,8 млн. руб. (1,2 миллионов USD);
- на приобретение/переоборудование автотранспорта и спецтехники предприятий – 71,3 млн. руб. (950,5 тысяч USD);
- на развитие газозаправочной инфраструктуры (приобретение передвижных автомобильных газовых заправщиков – ПАГЗ) – 104,4 млн. руб.
Данные меры позволяют сделать переоборудование автотранспорта на газомоторное топливо более доступным для сахалинцев и увеличить количество автотранспорта, переведенного на газомоторное топливо.
В регионе на сегодняшний день уже около 1,5 тыс. единиц автотранспорта используют газомоторное топливо.
За 5 лет реализации подпрограммы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» государственной программы «Развитие энергетики Сахалинской области» введено в работу 3 АГНКС, приобретено 7 ПАГЗ, переведено 1,5 тыс. единиц автотранспорта (0,7% от общего количества автотранспорта в регионе).
В соответствии с поручением Правительства Сахалинской области к 2025 году планируется перевести 50% автотранспорта региона на экологически чистые виды топлива, что составит порядка 100 тыс. единиц.
[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1821
[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2020 № 1964