Меры государственной поддержки

1 июня 2022

Государственная политика по поддержке газомоторной отрасли в Российской.

На сегодняшний день все меры государственной поддержки, действующие в России, можно разделить на 2 большие группы: федеральной меры поддержки и региональные меры поддержки.

Меры федеральной поддержки направлены на субсидирования 3 ключевых направлений развития ГМТ.

  1. Меры поддержки строительства объектов газозаправочной инфраструктуры.

В 26 субъектах предоставляется субсидия на строительство АГНКС. Размер субсидии в 2022 году – 36 млн. рублей на один объект[1] (около 500 тыс. долларов, что составляет 30% от нормативной стоимости строительства одной АГНКС).

Важно отметить, что начиная с 2022 года в Подпрограмму внесены изменения, касающиеся локализации оборудования, установленного на АГНКС[2].

Так для получения субсидии в 2022 году на территории Российской Федерации должны быть произведены:

  • Компрессорная установка;
  • Блоки аккумуляторов газа;
  • Заправочные колонки.

Для получения субсидии в 2023 году и позже на территории Российской Федерации должны быть произведены:

  • Компрессорная установка;
  • Блоки аккумуляторов газа;
  • Заправочные колонки;
  • Блоки осушки (очистки).

 

  1. Меры поддержки переоборудования транспортных средств на метан

Для стимулирования роста потребления метана, Правительством утверждены меры поддержки переоборудования техники для использования метана в качестве топлива.

На сегодняшний день они не приняты в окончательной редакции.

  1. Меры поддержки на приобретение серийной техники

В 2020 году Минпромторгом РФ были утверждены меры поддержки в виде субсидирования части стоимости заводской серийной техники на КПГ И СПГ. Однако в 2022 году (по состоянию на 29.04.2022) эти меры не продлены.

Отметим, что все меры федеральной поддержки функционируют в виде межбюджетных трансфертов, то есть направляются в адрес субъектов Федерации, где происходит окончательное распределение субсидий.

Представители региональных органов власти также нередко стимулируют физических лиц и предприятия использовать метан в качестве моторного топлива.

Самой распространенной мерой поддержки является снижение транспортного налога. Так, на сегодняшний день, в 22 регионах действует 50% льгота на транспортный налог для автомобилей на метане:


  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Забайкальский край
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Ленинградская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Республика Адыгея
  • Республика Башкортостан
  • Республика Коми
  • Республика Хакасия
  • Санкт-Петербург
  • Сахалинская область
  • Смоленская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ
  • Челябинская область
  • Чувашская Республика
  • Ярославская область


Некоторые регионы РФ, не входящие в перечень из 26 регионов приоритетного развития ГМТ, определенного Минэнерго России, внедряют дополнительные меры поддержки за счет собственных бюджетных средств. Это в первую очередь связано с тем, что использование метана положительно сказывается на инвестиционном климате субъекта, повышается деловая активность, удешевляются цепочки поставок товаров и услуг. Кроме того, экологический аспект и влияние снижение выбросов вредных веществ положительно сказывается на состоянии здоровья жителей и системе здравоохранения всего региона. Наиболее успешный опыт самостоятельной реализации программы развития рынка ГМТ представлен на территории Сахалинской области.

Меры поддержки развития ГМТ на территории Сахалинской области.

К 2025 году Сахалинская область планирует достичь углеродной нейтральности (баланса выбросов и поглощений парниковых газов). Для этого на территории Сахалинской области будет реализован эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для внедрения в Сахалинской области технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, а также создание инфраструктуры поддержки климатических проектов и обращения углеродных единиц.

Сахалинская область станет территорией опережающего развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, территорией международного сотрудничества в сфере низкоуглеродных технологий, своего рода полигоном для пилотирования лучших отечественных и мировых практик.

Сахалинская область учитывает тенденции энергетического перехода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), объявленные цели глобальных нефтегазовых компаний и правительств стран АТР о снижении углеродного следа и достижения углеродной нейтральности к 2050-2060 гг. за счет постепенного отказа от ископаемых видов топлива и увеличения доли возобновляемых энергоресурсов, а также риск введения пограничных налоговых корректировок для углеродоемкой продукции в некоторых странах-импортерах.

Транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды и выбросов углекислого газа (СО2). На долю автомобильного транспорта в Сахалинской области приходится 41% суммарного выброса всех загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а в г. Южно-Сахалинске - 90%. Поэтому в Сахалинской области ведется активная работа по обеспечению поэтапного перехода автотранспортных средств на использование газомоторного топлива.

С целью снижения выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников с 2016 года в Сахалинской области реализуется подпрограмма «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» в рамках государственной программы «Развитие энергетики Сахалинской области». Сахалинская область на сегодняшний день является одним из лидеров в Российской Федерации по мерам поддержки перевода автотранспорта на газомоторное топливо и развития газозаправочной инфраструктуры.

В Сахалинской области создан комплекс региональных мер поддержки перевода автотранспорта на газомоторное топливо и развития газозаправочной инфраструктуры:

Для физических лиц:

  • 50% скидка на транспортный налог;
  • 100% компенсация стоимости переоборудования (не более 150 тыс. руб. (2000 USD) на 1 ТС);
  • Компенсация части первоначального взноса по автокредитам на ТС на метане;

Для предприятий:

  • 50% скидка на транспортный налог;
  • 90% компенсация на закупку новых ТС и переоборудование для агро-отрасли;
  • 70% компенсация на закупку новых ТС и переоборудование для предприятий пищевой промышленности;
  • 70% компенсация на переоборудования для всех предприятий (не более 150 тыс. руб. (2000 USD) на 1 ТС)
  • Пониженная ставка по автолизингу – 5%.

Для инвесторов в ГЗИ:

  • Предоставление земельного участка без процедуры торгов;
  • 90% компенсация приобретения ПАГЗ (без учета НДС);
  • 70% компенсация стоимости оборудования АГНКС;
  • Прямые закупки ПАГЗ в муниципалитетах, где нет инвесторов;
  • Компенсация стоимости технического оборудования для сервисных центров по переоборудованию.

Такие меры поддержки являются беспрецедентными и, в первую очередь, направлены на ускоренное развитие ГМТ отрасли в регионе.

В 2020 году на меры поддержки перевода автотранспорта на газомоторное топливо и развитие газозаправочной инфраструктуры из бюджета Сахалинской области были выделены 268,5 млн. рублей (3,5 миллионов USD), в том числе:

  • на меры поддержки для населения – 92,8 млн. руб. (1,2 миллионов USD);
  • на приобретение/переоборудование автотранспорта и спецтехники предприятий – 71,3 млн. руб. (950,5 тысяч USD);
  • на развитие газозаправочной инфраструктуры (приобретение передвижных автомобильных газовых заправщиков – ПАГЗ) – 104,4 млн. руб.

Данные меры позволяют сделать переоборудование автотранспорта на газомоторное топливо более доступным для сахалинцев и увеличить количество автотранспорта, переведенного на газомоторное топливо.

В регионе на сегодняшний день уже около 1,5 тыс. единиц автотранспорта используют газомоторное топливо.

За 5 лет реализации подпрограммы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» государственной программы «Развитие энергетики Сахалинской области» введено в работу 3 АГНКС, приобретено 7 ПАГЗ, переведено 1,5 тыс. единиц автотранспорта (0,7% от общего количества автотранспорта в регионе).

В соответствии с поручением Правительства Сахалинской области к 2025 году планируется перевести 50% автотранспорта региона на экологически чистые виды топлива, что составит порядка 100 тыс. единиц.

 


[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1821

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2020 № 1964