Транспорт на альтернативном топливе № 6 (84) 2021 год

16 декабря 2021

Содержание:

Выпуск № 6 (84), 2021
Русский

 

03

Члены Национальной газомоторной ассоциации, 2021 год

 

05

Природный газ укрепляет свои позиции на площадке ООН

 

11

Позиция Национальной газомоторной ассоциации по вопросам совершенствования нормативного регулирования в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива в Российской Федерации

 

21

Итоги автопробега «Голубой коридор – газ в моторы 2021»

 

30

Международная конференция «Водород Россия и СНГ»

 

35

В России будет развиваться водородная энергетика

 

36

Строительство инфраструктуры ГМТ – часть Стратегии социально-экономического

развития РФ

 

37

На Сахалине появятся поезда на водородных топливных элементах

 

39

И.В. Пискунов, М.А. Ершов,

О.Ф. Глаголева

Альтернативные виды топлив для устойчивого развития транспортного сектора

Часть 3. Биотопливо

 

47

А.М. Абакумов

На пути к низкоуглеродной мобильности

 

60

В Ленинградской области будет развиваться водородная энергетика

 

61

В.Н. Козлов

Определение показателя преломления защитного стекла батареи фотоэлектрических преобразователей электромобиля

 

67

 А.А. Чекрыжов, А.В. Алексеев,

А.Е. Каплин

Модернизация системы подачи топлива транспортных средств КАМАЗ на СПГ

 

70

Потребление метана в виде ГМТ неуклонно растёт

 

71

В.С. Зарубин, С.В. Зарубин,

Я.Г. Осадчий

О возможности заполнения без компрессора металлокомпозитного водородного баллона высокого давления

 

78

Abstracts of articles

 

80

Авторы статей в журнале № 6 (84) 2021 г.

Issue # 6 (84), 2021

English

 

03

Members of National Gas Vehicle Association in 2021

 

05

Natural gas strengthens its position at the UN site

 

11

National Gas Vehicle Association on the improvement of policy management in the field of natural gas use as a motor fuel in the Russian Federation

 

 

21

The results of the rally «Blue Corridor – Gas into Engines 2021»

 

30

International Conference and Exhibition «Hydrogen Russia & CIS»

 

35

Hydrogen economy to develop in Russia

 

 

36

Construction of the NGV fuel infrastructure as a part of the Strategy of Social and Economic Development of the Russian Federation

 

37

Hydrogen fuel cell trains to appear on Sakhalin

 

 

39

Ivan Piskunov,

Ershov Michael, Olga Glagoleva

Alternative Fuels for Sustainable Development of the Transport Sector

Part 3. Biofuels

 

47

Alexey Abakumov

Towards low-carbon mobility

 

60

Hydrogen economy to advance in the Leningrad Region

 

61

Vladimir Kozlov

Determining the refractive index of photoelectric converter battery’s protective glass in e-vehicle

 

 

67

Artem Chekryzhov,

Alexey Alekseev, Alexey Kaplin

Modernization of the fuel supply system of KAMAZ vehicles on LNG

 

70

Methane consumption in the form of NGV fuel is growing steadily

 

71

Vladimir Zarubin,

Sergey Zarubin, Yakov Osadchy

Filling the high pressure metal composite hydrogen cylinder 77 24 million rubles for the construction of gas stations in Yakutia

 

78

Abstracts of articles

 

80

Contributors to journal issue № 6 (84) 2021

Аннотации к сайту:

Природный газ укрепляет свои позиции на площадке ООН

О совместных проектах НГА с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН). Информация о двух крупных мероприятия под эгидой ЕЭК ООН, в которых НГА выступила в качестве соорганизатора и участника.

Позиция Национальной газомоторной ассоциации по вопросам совершенствования нормативного регулирования в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива в Российской Федерации

В материале представлена позиция НГА в следующих вопросах:

о совершенствовании механизма субсидирования заправочной инфраструктуры;

о совершенствовании механизма субсидирования переоборудования транспорта;

о снижении административных барьеров в сфере переоборудования транспорта для использования природного газа в качестве моторного топлива

Итоги автопробега «Голубой коридор – газ в моторы 2021»

В материале рассказывается об итогах автопробега по маршруту Миасс – Тольятти – Набережные Челны – Нижний Новгород – Владимир – Москва – С.-Петербург, 2021 г.

Международная конференция «Водород Россия и СНГ»

О международной конференции и выставке «Водород Россия и СНГ 2021», организованных компанией Vostock Capital. Мероприятие прошло 20-21 октября в отеле «Балчуг Кемпински» и стало высокоуровневой экспертной площадкой по обмену опытом и поиску решений для развития водородной индустрии.

Новости отрасли

Подборка информационных материалов о событиях на рынке газомоторного топлива.

И.В. Пискунов, М.А. Ершов,

О.Ф. Глаголева

 

Альтернативные виды топлив для устойчивого развития транспортного сектора

Часть 3. Биотопливо

Представлен краткий обзор развития альтернативных видов топлив. Первые две части обзора были посвящены газомоторному и водородному топливам. В представленной третьей части более подробно рассмотрены биотоплива, позволяющие достичь нулевого углеродного следа за счёт использования для их производства продуктов биологического связывания углекислого газа из атмосферы (растительное сырьё, биомасса).

Топлива на основе биокомпонентов широко используются по всему миру, причём, как правило, в виде смесей с традиционными топливами. Это позволяет повысить экологичность транспорта, снизить затраты на топливо, а также обеспечить межотраслевую синергию между нефтепереработкой, сельским и лесным хозяйством.

Ключевые слова: биотоплива, биоэтанол, биодизель, FAME, HVO.

Ivan Piskunov, Ershov Michael, Olga Glagoleva

 

Alternative Fuels for Sustainable Development of the Transport Sector

Part 3. Biofuels

A brief overview of alternative fuels development is presented. The first two parts of the review were devoted to gas vehicle and hydrogen fuels. In the presented third part, biofuel is considered in more detail, specifically its opportunities to achieve a zero-carbon footprint due to the use of biological binding products of carbon dioxide from the atmosphere (plant raw materials, biomass) for the production.

Fuels based on bio components are widely used all over the world,       most commonly, as mixtures with traditional fuels. Biofuel enables the improvement of the environmental friendliness of transport, reduction of fuel costs and assurance of cross-sectoral synergy between oil refining, agriculture and forestry.

Keywords: biofuels, bioethanol, biodiesel, FAME, HVO.

А.М. Абакумов

 

На пути к низкоуглеродной мобильности

Целью данной статьи является анализ данных о текущей европейской и российской «зелёной» повестке, возможных инженерных решениях в области ДВС, удовлетворяющих действующим и перспективным нормам по эмиссии углекислого газа. В работе также представлены сведения, связанные с проблематикой хранения водорода на борту транспортных средств и достижениями в этой области.

Ключевые слова: парниковые газы, углеродный след, сжиженный природный газ, водород, способы хранения водорода.

Alexey Abakumov

 

Towards low-carbon mobility

The purpose of this article is to analyze data on the current European and Russian ‘green’ agenda and possible engineering solutions in the field of internal combustion engines that meet the current and future standards for carbon dioxide emissions. The paper also presents information related to the problems of hydrogen storage on board vehicles and achievements in this area.

Keywords: greenhouse gases, carbon footprint, liquefied natural gas, hydrogen, hydrogen storage methods.

В.Н. Козлов

 

Определение показателя преломления защитного стекла батареи фотоэлектрических преобразователей электромобиля

В связи с необходимостью снижения норм выбросов углекислого газа и других вредных веществ в выхлопных газах ведущие мировые автопроизводители переходят на производство автомобилей с тяговым электроприводом: электромобили или транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Основная проблема электромобиля в том, что запас энергии на борту несоразмерен с аналогичным показателем автомобилей на традиционных видах топлива, равно как и скорость восполнения запаса электроэнергии. Частично данные проблемы можно решить путём использования батарей фотоэлектрических преобразователей (ФЭП) в электромобилях. Но автомобильные батареи ФЭП не могут быть плоскими, поскольку кузов должен иметь аэродинамический силуэт для обеспечения необходимого уровня энергоэффективности. Поэтому для корректного расчёта эффективности электромобиля с ФЭП необходимо создание математической модели неплоской батареи ФЭП, устанавливаемой на поверхность крыши. Поскольку батарея оснащается защитным остеклением, то необходимо уделить большое внимание коэффициенту отражения солнечного света от защитного стекла. Коэффициент отражения необходимо учитывать, поскольку при углах падения света до 90° он может достигать 1,0. Таким образом, его никак нельзя отнести к величинам, которыми можно пренебречь. Для вычисления зависимости коэффициента отражения от угла падения света необходимо знать показатель преломления защитного стекла, но производители автомобильных триплексов не дают эту информацию. Поэтому появилась необходимость разработки метода экспериментального измерения показателя преломления защитного стекла неплоской батареи ФЭП.

Целью исследования является разработка методики измерения показателя преломления защитного стекла батареи ФЭП.

Научная новизна работы состоит в проведении измерений угла Брюстера без применения микроскопа, рефрактометра, спектрометра, оптических тел с калиброванным показателем преломления, источников поляризованного света и поляризаторов. Разработанную методику измерения и стенд можно использовать в учебном процессе для демонстрации эффекта поляризации света при отражении, измерения угла Брюстера, показателя преломления и диэлектрической проницаемости как оптически прозрачных, так и непрозрачных сред. Например, фотоэлектрических преобразователей электромобилей, автомобильных стёкол, горюче-смазочных материалов, в том числе и отработанных как в лабораторных, так и в полевых условиях.

Ключевые слова: электромобиль, батарея ФЭП, защитное стекло, коэффициент отражения, показатель преломления, угол Брюстера.

Vladimir Kozlov

 

Determining the refractive index of photoelectric converter battery’s protective glass in e-vehicle

Following the need to reduce the emission standards for carbon dioxide and other harmful substances in exhaust gases, the world's leading car manufacturers are switching to the production of vehicles with traction electric drive: electric vehicles or vehicles with combined power plants. The main problem with an electric vehicle is that the onboard energy supply is disproportionate to that of conventional fuel vehicles, as well as the rate of electricity replenishment is relatively slow. Partially these problems can be solved by using PVC (photoelectric converter) cells in electric vehicles. But car PVC batteries cannot be flat because the body must have an aerodynamic silhouette to provide the required level of energy efficiency. Therefore, for the correct calculation of the efficiency of an electric vehicle with a PVC, it is necessary to create a mathematical model of a non-planar PVC battery installed on the roof surface. Since the battery is equipped with protective glass, it is necessary to pay great attention to the reflection coefficient of sunlight from the protective glass. The reflection coefficient must be taken into account because at angles of incidence of light up to 90° it can reach 1.0. Thus, it can in no way be attributed to negligible values. To calculate the dependence of the reflection coefficient on the angle of incidence of light, it is necessary to know the refractive index of the protective glass, but the manufacturers of automotive triplexes do not provide this information. Which is why, it became essential to develop a method for experimental measurement of the protective glass’ refractive index in a non-planar PVC battery.

The study aims to develop a technique for measuring the refractive index of protective glass in a non-planar PVC battery.

By measuring the Brewster angle, the refractive index of the glass is found. Using the available equipment and measuring instruments, the Brewster angle can be found by using two consecutive reflections in dielectric mirrors in mutually perpendicular polarization planes, using the property of polarization of reflected light at the Brewster angle. The available equipment consists of a stand and an angle meter and is described in the section «Experiment progress».

The scientific novelty consists in the measurement of the Brewster angle without the use of a microscope, refractometer, spectrometer, optical bodies with a calibrated refractive index, polarized light sources and polarizers.

The developed measurement method and stand can be used in the educational process to demonstrate the effect of light polarization during reflection, to measure the Brewster angle, refractive index, and permittivity of both optically transparent and opaque media. For example, photovoltaic converters of electric vehicles, car windows, fuel and lubricants, including used ones, both in the laboratory and in the field.

Keywords: photovoltaic converter battery, PVC battery, protective glass, reflection coefficient, refractive index, Brewster's angle.

А.А. Чекрыжов, А.В. Алексеев,

А.Е. Каплин

 

Модернизация системы подачи топлива транспортных средств КАМАЗ на СПГ

Двигатели автомобилей, представляющие основу мобильного обеспечения производства России, являются одним из источников загрязнения окружающей среды и потребителями моторных нефтяных топлив. В связи с тем, что дизели, кроме определённого экологического преимущества (меньшая эквивалентная токсичность по сравнению с бензиновыми двигателями), имеют высокую топливную экономичность (на 20…25 %), этот тип ДВС необходимо рассматривать как наиболее перспективный практически во всех отраслях хозяйства. Однако не менее важное направление автомобильной промышленности – это освоение альтернативных видов топлива. Большое влияние на совершенствование методов и средств технической эксплуатации автомобилей оказывает развитие научных исследований в этой области, разработка режимов технического обслуживания, нормирования, надёжности и долговечности автомобилей. В данной работе главным предметом для проведения научных исследований в рамках эксплуатации транспортных средств выступает газобаллонное оборудование.

Ключевые слова: сжиженный природный газ, газобаллонное оборудование, система подачи топлива.

Artem Chekryzhov,

Alexey Alekseev, Alexey Kaplin

 

Modernization of the fuel supply system of KAMAZ vehicles on LNG

 

 

 

Car engines being the basis for mobile production in Russia mostly run on motor oil fuels and are one of the sources of environmental pollution. Still, diesel have high fuel efficiency (by 20 ... 25%) in addition to a certain environmental advantage (lower equivalent toxicity compared to gasoline engines) and this type of internal combustion engine should be considered as the most promising in almost all sectors of the economy. However, an equally important area of ​​the automotive industry is the development of alternative fuels. The scientific research in this area, advances in maintenance, standardization, reliability and durability of cars – these all influence the improvement of methods and means of technical operation of automobiles. In this work, the main subject for scientific research in the framework of the operation of vehicles is the gas equipment.

Keywords: liquefied natural gas, gas equipment, fuel supply system.

В.С. Зарубин, С.В. Зарубин, Я.Г. Осадчий

 

О возможности заполнения без компрессора металлокомпозитного водородного баллона высокого давления

Представлена приближённая математическая модель, количественный анализ которой позволяет оценить возможность заполнения металлокомпозитного баллона высокого давления жидким водородом с его последующей газификацией до достижения в баллоне рабочего давления. При реализации такой возможности отпадает необходимость в использовании высокотехнологичного и дорогостоящего компрессорного оборудования, обеспечивающего достаточно высокий расход водорода на входе в баллон при давлении, превышающем рабочее значение. Заполнение баллона жидким водородом путём его дозирования обеспечивает расчётное значение его плотности в баллоне в отличие от процесса заполнения газообразным водородом, сопровождаемого повышением его температуры и снижением плотности, что в итоге при достижении рабочего давления приводит к уменьшению массы водорода по сравнению с её регламентированным значением.

Ключевые слова: металлокомпозитный цилиндрический баллон, заполнение баллона жидким водородом, математическая модель тепловых процессов в баллоне.

Vladimir Zarubin,

Sergey Zarubin, Yakov Osadchy

 

Filling the high pressure metal composite hydrogen cylinder without a compressor

 

 

An approximate mathematical model is presented and the quantitative analysis of which is carried out. It allows to assess the possibility of filling a high-pressure metal-composite cylinder with liquid hydrogen along its subsequent gasification until the working pressure in the cylinder. After the realization of this opportunity, there is no need to use high-tech and expensive compressor equipment that provides a sufficiently high hydrogen consumption at the cylinder inlet at a pressure exceeding the operating value. Filling the cylinder with liquid hydrogen by dosing it provides the calculated value of its density in the cylinder, in contrast to the process of filling with gaseous hydrogen, accompanied by an increase in its temperature and a decrease in density, which ultimately, when the working pressure is reached, leads to a decrease in the mass of hydrogen in comparison with its regulated value.

Keywords: metal composite cylinder, filling the cylinder with liquid hydrogen, mathematical model of thermal processes in the cylinder.