Транспорт на альтернативном топливе № 6 (90) 2022 год

16 декабря 2022

Содержание:

Выпуск № 6 (90), 2022 

Русский

 

03

Члены Национальной газомоторной ассоциации, 2022 год

 

05

Протокол заседания Совета Национальной газомоторной ассоциации

 

13

Торгово-промышленная палата будет содействовать развитию рынка газомоторного топлива России

 

14

Автопроизводители подтверждают востребованность транспорта на метане в России

 

15

«Газпром газомоторное топливо» принял участие в Российской энергетической неделе – 2022

 

16

На трассе М-1 «Беларусь» открыта первая газозаправочная станция

 

16

Потребление природного газа в качестве моторного топлива выросло на 14%

 

18

В Сибирском федеральном округе Омская область – лидер по росту потребления метана

 

 

19

Рекордные темпы роста потребления экологичного топлива на Сахалине

 

19

В России сменились регионы-лидеры по переоборудованию автомобилей на метан

 

21

«Газпром» намерен расширить газозаправочную инфраструктуру в Сочи

 

22

В Год экологии в Сочи высажены деревья в честь 10-летия «Газпром газомоторное топливо»

 

23

Обзор российских СМИ

 

31

Московский завод начал сборку кроссовера «Москвич 3» и первых электромобилей

 

 

32

ПАО «КАМАЗ» поставит Газпрому 500 автобусов для Крайнего Севера

 

33

В Челябинск прибыли 16 «зелёных» автобусов

 

35

Rolls-Royce и EasyJet впервые испытали авиадвигатель на водороде

 

37

Финляндия запустит мегапроект по производству «зелёного» водорода

 

38

М.А. Зленко, А.С. Теренченко

ДВС – конец эпохи?

 

48

В.К. Азаров, Е.М. Зозулин, В.Ф. Кутенёв

Экологический ущерб от двигателей автомобилей в зависимости от вида потребляемого топлива

 

56

Д.Г. Неволин, А.А. Цариков,

В.Г. Бондаренко

Организация маршрутов городского пассажирского транспорта с учётом парка на альтернативном топливе

 

64

С.Н. Кривцов, Т.И. Кривцова,

Н.И. Ковалёва

Физико-механические свойства дизельных бутаноло-топливных смесей с добавками растительного масла

 

72

С.А. Плотников, М.В. Смольников,

П.В. Гневашев, Н.Ю. Кутергин,

Г.П. Шишкин

Безмоторные методы оценки эксплуатационных свойств альтернативных топлив с добавками этанола

 

77

Abstracts of articles

 

80

Авторы статей в журнале № 6 (90) 2022 г.

Issue # 6 (90), 2022

English

 

03

Members of National Gas Vehicle Association in 2022

 

05

Minutes of the meeting of the Council of the National Gas Vehicle Association

 

13

The Chamber of Commerce and Industry will promote the development of the Russian gas motor fuel market

 

14

Automakers confirm demand for methane-powered vehicles in Russia

 

 

15

«Gazprom Gazomotornoye Toplivo» took part in Russian Energy Week 2022

 

 

16

The first gas filling station was opened on the M-1 Belarus highway

 

16

Consumption of natural gas as motor fuel increased by 14%

 

18

In the Siberian Federal District, the Omsk Region is the leader in the growth of methane consumption

 

19

Record growth rates of environmentally friendly fuel consumption in Sakhalin

 

19

In Russia, the leading regions in the conversion of cars to methane have changed

 

21

Gazprom intends to expand gas filling infrastructure in Sochi

 

22

Trees planted in Sochi in honor of the 10th anniversary of Gazprom Gas Motor Fuel in the Year of Ecology

 

23

Review of Russian media

 

31

The Moscow plant began assembling the «Moskvich 3» crossover and the first electric vehicles

 

32

KAMAZ PJSC will supply Gazprom with 500 buses for the Far North

 

33

16 «green» buses arrived in Chelyabinsk

 

 

35

Rolls-Royce and EasyJet test first hydrogen-powered aircraft engine

 

37

Finland will launch a mega-project for the production of «green» hydrogen

 

38

Mikhail Zlenko, Aleksey Terenchenko

ICE – the end of an epoch?

 

48

Vadim Azarov, Egor Zozulin, Vadim Kutenev

On Ecological Damage from Hazardous Substance Emissions in Vehicle Engine Exhaust Gases Depending on Fuel Type

 

56

Dmitry Nevolin, Aleksey Tsarikov,

Viktor Bondarenko

Organization of urban passenger transport routes, taking into account the use of rolling stock running on alternative fuels

 

64

Sergey Krivtsov, Tatiana Krivtsova, Nadezhda Kovaleva

Physical-mechanical properties of diesel butanol-fuel mixtures with vegetable oil additives

 

72

Sergey Plotnikov, Mikhail Smolnikov,

Pavel Gnevashev, Nikolay Kutergin,

Gennady Shishkin

Non-motorized methods for evaluating the operational properties of alternative fuels with ethanol additives

 

77

Abstracts of articles

 

80

Contributors to journal 6 (90) 2022














Аннотации к сайту:

Протокол заседания Совета Национальной газомоторной ассоциации

14 сентября в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Национальной газомоторной ассоциации. Публикуется протокол № С/2022-1 этого мероприятия.

 

Новости из «Газпром газомоторное топливо»

Информационная подборка.

 

Обзор российских СМИ

Информационная подборка.

 

Новости отрасли

Информационная подборка.

 

Водородное топливо

Информационная подборка.

 

М.А. Зленко, А.С. Теренченко

 

ДВС – конец эпохи?

Европа уже идёт по пути революционных технологических решений по тотальному отказу от использования ископаемых топливных ресурсов. Началась практическая реализации проекта по энергетическому переходу в новую углеродно-нейтральную климатическую реальность. В июле 2021 года Евросоюзом была одобрена программа Fit for 55, одной из целей которой был полный отказ от производства в ЕС автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Казалось, что ДВС станет своеобразным символом, оставленным на рубеже раздела с новой Посткарбоновой Эрой. Однако ситуация быстро меняется. Уже летом 2022 года Совет Евросоюза внёс изменение в проект закона о климате и допустил применение ДВС и после 2035 года при условии использования климатически нейтрального топлива (e-fuel). Противники ДВС выступают против такого послабления. Сторонники – аргументируют рациональность и целесообразность использования e-fuel и сохранения ДВС для автомобилей по меньшей мере в среднесрочной перспективе. Почему? Этому посвящена статья.

Ключевые слова: парниковые газы; углеродный след; электротопливо; синтетические топлива; извлечение углекислого газа из атмосферы; климатически нейтральное топливо.

Mikhail Zlenko,

Aleksey Terenchenko

 

ICE – the end of an epoch?

Europe is already on the path of revolutionary technological solutions for the total disposal of fossil fuel resources. The practical implementation of the energy transition project has begun - the transition to a new carbon-neutral climate reality. In July 2021, the EU approved the "Fit for 55" program, one of the goals of which was to completely phase out the production of cars with internal combustion engines in the EU by 2035. It seemed that the ICE would become a kind of symbol left on the border with the new Post-Carbon Era. However, the situation is rapidly changing. Already in the summer of 2022, the Council of the European Union amended the new draft of Climate law and allowed the use of internal combustion engines after 2035, subject to the use of climate-neutral fuel (e-fuel). Opponents of the internal combustion engine oppose such an indulgence. Supporters - argue the rationality and expediency of using e-fuel and maintaining internal combustion engines for cars, at least in the medium term. Why? The article is devoted to this problem.

Keywords: greenhouse gases; carbon footprint; electric fuel; synthetic fuels; extracting carbon dioxide from the atmosphere; climate neutral fuel.

 

В.К. Азаров, Е.М. Зозулин,

В.Ф. Кутенёв

 

Экологический ущерб от двигателей автомобилей в зависимости от вида потребляемого топлива

Создание и развитие автотранспортных средств (АТС) для обеспечения жизнедеятельности человека не только сопровождаются улучшающимися условиями жизни и передвижения населения, но и проявляются негативными последствиями, связанными с весьма существенным загрязнением воздушной среды в крупных городах до опасных уровней для здоровья населения.

Первая правда о гибели людей от глобального загрязнения атмосферы нашей планеты вредными веществами, выбрасываемыми промышленностью и автомобильным транспортом, была представлена и оценена в конце прошлого столетия [1-3].

Ключевые слова: отработавшие газы автомобилей, загрязнение атмосферы городов, твёрдые частицы, виды топлива, экономический ущерб.

Vadim Azarov, Egor Zozulin, Vadim Kutenev

 

On Ecological Damage from Hazardous Substance Emissions in Vehicle Engine Exhaust Gases Depending on Fuel Type

Creation and development of vehicles in order to support human life and activities is followed not only by improvement of living and transport conditions for the population but also by negative effects connected with rather significant contamination of the air environment in large cities to the levels dangerous for the health of the population.

The first truth about people mortality caused by global air pollution of our planet with hazardous substances emitted by industries and road transport was presented and evaluated at the end of the previous century.

Key words: vehicle exhaust gases, urban atmosphere pollution, particulate matters, fuel types, economic damage.

 

Д.Г. Неволин, А.А. Цариков, В.Г. Бондаренко

 

Организация маршрутов городского пассажирского транспорта с учётом парка на альтернативном топливе

С каждым годом растёт негативное влияние транспорта на экологию городов. Увеличение количества легковых автомобилей, непродуманная транспортная городская инфраструктура приводят к перегрузке автомагистралей и загрязнению прилегающих территорий выхлопными газами. Сегодня основная масса автотранспорта, загрязняющего воздух, сосредоточена в мегаполисах и больших городах. На один квадратный километр в мире приходится примерно пять автомобилей, а в мегаполисах плотность движения повышается в 200-300 раз.

Одним из направлений, способствующих снижению негативного влияния транспорта на экологию города, является переход на альтернативные виды топлива. Особенно эффективен перевод на альтернативные виды топлива подвижного состава городского пассажирского транспорта, который в течение жизненного цикла эксплуатируется на территории одного города, что значительно облегчает заправку его топливом. Однако для перехода на альтернативные виды топлива необходимы дополнительные программы и мероприятия федерального уровня, которые позволят заинтересовать власти муниципальных образований в создании более благоприятной экологической обстановки в крупных городах.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, организация маршрутов, альтернативное топливо, зоны с экологическим ограничением.

Dmitry Nevolin,

Aleksey Tsarikov,

Viktor Bondarenko

 

Organization of urban passenger transport routes, taking into account the use of rolling stock running on alternative fuels

 

 

The negative impact of transport on the ecology of cities is growing every year. An increase in the number of passenger cars, ill–conceived urban transport infrastructure lead to congestion of highways and pollution of adjacent territories with exhaust gases. Today, the bulk of vehicles polluting the air is concentrated in megacities and large cities. There are about 5 cars per square kilometer in the world, and in megacities, traffic density increases these values by 200-300 times.

One of the directions contributing to reducing the negative impact of transport on the ecology of the city is the transition to alternative fuels. Especially effectively converts the rolling stock of urban passenger transport to alternative fuels. Rolling stock of public transport during the life cycle is operated on the territory of one city, which greatly facilitates its refueling.

However, in order to switch to alternative fuels, additional programs and measures at the federal level are needed, which will make it possible to interest the municipal authorities in creating a more favorable environmental situation in large and major cities.

Keywords: urban passenger transport, organization of routes, alternative fuels, zones with environmental restrictions.

 

С.Н. Кривцов, Т.И. Кривцова, Н.И. Ковалёва

 

Физико-механические свойства дизельных бутаноло-топливных смесей с добавками растительного масла

В статье приведено исследование физико-химических свойств дизель-спиртомасляных смесей по основным показателям – плотность, вязкость, цетановое число, а также низшая теплота сгорания топливной смеси. Подробно описаны методики приготовления проб дизель-спиртомасляных смесей в различных пропорциях. Кроме того, приведены методики и результаты исследования полученных проб на смазывающую способность. Даны сравнения физико-механических свойств бутаноло-топливных смесей с добавками растительного масла. Стендовые испытания позволили получить серию нагрузочных характеристик для выбранных образцов топливных композиций и показали, что значения удельного эффективного расхода топлива снижаются относительно работы на чистом дизельном топливе.

Ключевые слова: альтернативные виды топлива, углеродная нейтральность, бутаноло-топливные смеси, дизель-спиртомасляные смеси, низшая теплота сгорания, цетановое число.

Sergey Krivtsov,

Tatiana Krivtsova,

Nadezhda Kovaleva

 

Physico-mechanical properties of diesel butanol-fuel mixtures with vegetable oil additives

 

 

The article presents a study of the physico-chemical properties of diesel-alcohol-oil mixtures according to the main indicators – density, viscosity, uethane number, as well as the lowest heat of combustion of the fuel mixture. The methods of preparation of samples of diesel-alcohol-oil mixtures in various proportions are described in detail. In addition, the methods and results of the study of the obtained samples for lubricity are given. The physicomechanical properties of butanol-fuel mixtures with vegetable oil additives are compared. Bench tests made it possible to obtain a series of load characteristics for selected samples of fuel compositions showed that the values of specific effective fuel consumption are reduced relative to operation on pure diesel fuel.

Keywords: alternative fuels, carbon neutrality, butanol-fuel mixtures, diesel-alcohol-oil mixtures, lower heat of combustion, cetane number.

 

С.А. Плотников,

М.В. Смольников,

П.В. Гневашев,

Н.Ю. Кутергин, Г.П. Шишкин

 

Безмоторные методы оценки эксплуатационных свойств альтернативных топлив с добавками этанола

Обзор мирового практического и научного опыта показывает, что биомасса широко применяется в энергетических целях. Работа большинства альтернативных топлив изучена экспериментально на двигателе, однако сейчас стоит задача обратиться к безмоторным исследованиям уже накопленных знаний в этой области. Между эксплуатационными свойствами топлива для ДВС и его физико-химическими показателями однозначно существуют корреляционные зависимости. Безусловно, можно предполагать, что подобные зависимости могут быть применимы и к альтернативному топливу. Цель исследований – определение физико-химических показателей смесевого топлива с добавлением этанола, влияющих на эксплуатационные характеристики дизельного двигателя. В качестве экспресс-метода оценки эксплуатационных свойств двигателя предложено использовать удельную рефракцию, так как она проста в определении, не зависит от внешних условий и позволяет использовать её на месте эксплуатации.

Ключевые слова: безмоторный метод, смесевое топливо, альтернативное топливо, этанол, показатель преломления, экспресс-метод, удельная рефракция.

Sergey Plotnikov,

Mikhail Smolnikov,

Pavel Gnevashev,

Nikolay Kutergin,

Gennady Shishkin

 

Non-motorized methods for evaluating the operational properties of alternative fuels with ethanol additives

A review of the world's practical and scientific experience shows that biomass is widely used for energy purposes. The operation of most alternative fuels has been studied experimentally on the engine, but now the task is to turn to non-motorized research of the already accumulated knowledge in this area. There are definitely correlations between the performance properties of fuel for internal combustion engines and its physico-chemical parameters. Of course, it can be assumed that similar dependencies can be applied to alternative fuels. The purpose of the research is to determine the physico-chemical parameters of a mixed fuel with the addition of ethanol that affect the performance characteristics of a diesel engine. As an express method for evaluating the operational properties of the engine, it is proposed to use specific refraction, since it is easy to determine, does not depend on external conditions and allows it to be used at the place of operation.

Keywords: non-motorized method, mixed fuel, alternative fuel, ethanol, refractive index, express method, specific refraction.