Европейская комиссия обнародовала сообщение по стратегии в области транспорта

14 декабря 2020
Европейская комиссия обнародовала сообщение с предложением по формированию стратегии ЕС в области устойчивого и "умного" транспорта.

Европейская комиссия обнародовала сообщение с предложением по формированию стратегии ЕС в области устойчивого и "умного" транспорта. Документ предусматривает сокращение выбросов парниковых газов в транспортном секторе на 90 % к 2050 году и ставит в качестве одной из задач активное замещение ископаемых видов топлива.

9 декабря 2020 г. Европейская комиссия обнародовала сообщение с предложением по формированию стратегии ЕС в области устойчивого и "умного" транспорта (Sustainable and Smart Mobility Strategy).

Цели документа

В качестве предпосылок, обуславливающих необходимость формирования стратегии в области транспорта, указываются следующие:

- необходимость снижения выбросов парниковых газов в соответствии с программой "Зеленого курса ЕС";

- выработка общеевропейского подхода и координация действий в части транспорта и создания единой транспортной цепочки;

- стратегическая автономия ЕС и устойчивость транспортной системы по отношению к будущим кризисным ситуациям;

- активный переход на безуглеродные и низкоуглеродные виды топлива;

- цель по снижению уровня выбросов парниковых газов на 90% к 2050 году.

При этом в документе 2030 год предусмотрен как промежуточный этап достижения указанной цели. Так, к 2030 году предлагается выполнение задачи по увеличению парка транспортных единиц (данное понятие включает все виды транспорта), работающих на топливе без выбросов, как минимум до 30 млн, а также обеспечить готовность к масштабному развертыванию данного рынка. К 2050 году предполагается, что почти все легковые и грузовые автомобили, а также автобусы и новые модели большегрузного транспорта будут работать на полностью безуглеродном топливе, и достижение данной цели будет обеспечиваться за счет регулирования, основанного на Регламенте о трансъевропейских транспортных сетях (TEN-T), который будет обновляться с учетом соответствующих задач.

Основные положения предлагаемой стратегии

В числе ключевых параметров, на реализацию которых должны быть направлены все политические инструменты, названы следующие:

- значительное снижение текущего уровня зависимости от ископаемых видов топлива (а именно, за счет перехода на ВИЭ, низко- и безуглеродные виды топлива);

- активное формирование новых поведенческих привычек с целью стимулировать переход на альтернативные виды транспорта (внутренние водные пути, железнодорожное сообщение, короткие морские перевозки);

- применение принципов "загрязнитель платит" (polluter pays) и "кто использует, тот и платит" (user pays), в том числе посредством механизма платы за выбросы углерода (включая расширение сферы действия европейской системы торговли квотами на выбросы).

С целью достижения целевых показателей на 2030 год и формирования четкого политического курса на их достижение к 2050 году Европейская комиссия также намерена внести законодательные предложения по пересмотру стандартов выбросов СО2 для автомобилей и грузового транспорта в июне 2021 г., а также осуществить пересмотр таких стандартов для большегрузного транспорта. Также планируется установить более жесткие стандарты в части выбросов загрязняющих веществ (Евро 7) для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Также ведомство предлагает усилить партнерство в рамках программы Horizon Europe, за счет которой, помимо прочего, финансируется инициатива «Чистый водород» (Clean Hydrogen).

С точки зрения развития низкоуглеродных видов топлива, документ предусматривает переход на их масштабное использование, и в этой связи в качестве одного из механизмов поддержки Европейская комиссия называет подлежащие пересмотру положения Директивы о возобновляемых источниках энергии. Водородное топливо рассматривается как перспективное направление в сегменте морских перевозок, автобусов и большегрузного транспорта с учетом положений Водородной стратегии ЕС.

Комментарий Представительства. В сообщении Европейской комиссии отсутствуют прямые положения на предмет роли природного газа, СПГ и «синего» водорода в будущем регулировании транспортного сектора ЕС, несмотря на усилия многих участников рынка, направленные на то, чтобы соответствующие виды энергоресурсов были учтены ведомством в ходе разработки текста стратегии. На данном этапе Европейская комиссия ограничилась лишь общим упоминанием необходимости отказа от ископаемых видов топлива, в то время как более конкретные сроки и формы из замещения не называются.


 

 

Источник: сайт Европейской комиссии,

9 декабря 2020 г.