Семинар НГА: Финансовые инструменты для стимулирования реализации проектов в сфере газомоторного топлива

24 сентября 2020
11-12 сентября в Санкт-Петербурге состоялся двухдневный семинар Национальной газомоторной ассоциации по вопросам применения финансовых инструментов на рынке газомоторного топлива. Партнёрами мероприятия стали компании ITALGAS и «Газпром газомоторное топливо».

В семинаре приняли участие более 120 человек, среди них представители 30 субъектов РФ, члены Ассоциации и компании, активно интересующиеся развитием рынка газомоторного топлива в России. С докладами выступили 18 спикеров, в том числе представители крупнейших финансовых организаций, институтов развития и компаний-участников рынка с большим опытом реализации проектов, а также федеральных органов исполнительной власти.

Открыли мероприятие доклады заместителя директора департамента Министерства энергетики РФ Алексея Трибунского и заместителя директора департамента Министерства промышленности и торговли РФ Александра Львова. Коллеги в режиме ВКС рассказали о темпах развития рынка в период пандемии, целях на среднесрочную и долгосрочную перспективу, видении ключевых проблем развития рынка с позиции федеральных органов власти, а также об увеличении государственных субсидий на производство и переоборудование техники на природном газе.

Официальная часть семинара продолжилась на открытом воздухе торжественным стартом крупнейшего в России автопробега техники на метане.

После старта в Петербурге колонна проедет более 8 тыс. км, местом финиша станет город Мирный в Республике Саха (Якутия). Инициатором пробега выступила компания «АЛРОСА». Заручившись поддержкой министерства промышленности и геологии Республики, а также партнёров мероприятия, среди которых Саханефтегазсбыт, Tyreman, ЯТЭК, «Мастерская гостеприимства», РНГ, «Железные дороги Якутии», «Газпром газомоторное топливо», «РариТЭК», Scania и др., была собрана инициативная команда, способная в кратчайшие сроки решить все возникающие организационные вопросы, благодаря чему автопробег состоялся. Экспертную и информационную поддержку автопробегу на всех этапах оказывала Национальная газомоторная ассоциация.


Участники семинара и автопробега (слева направо):
Александр Тавдидишвили, Айсен Жирков, Андрей Ломагин, Руслан Сизонов, Юрий Кравцов, Василий Зинин, Сергей Филипов, Роман Самсонов

После успешного старта участники перешли к основной части семинара с привлечением представителей финансовых организаций и институтов развития. Насыщенная повестка первого дня включила в себя следующие доклады.

Начальник управления развития бизнеса «Газпром газомоторное топливо» Ильдар Аминов рассказа об инструментах взаимодействия компании с частным бизнесом по развитию газозаправочной инфраструктуры и возможностях по расширению сети АГНКС под брендом Газпрома. Выступление вызвало живой интерес среди участников рынка как подтверждение ранее декларируемых планов компании по привлечению частного бизнеса к развитию газозаправочной инфраструктуры.


Начальник управления развития бизнеса «Газпром газомоторное топливо» Ильдар Аминов

Директор Северо-Западного филиала «Сбербанк Лизинг» Екатерина Попова представила инструменты лизинга автотранспорта на газомоторном топливе, рассказав об их преимуществах и опыте Группы компаний «Сбербанк» в реализации этого направления. В настоящее время компания «Сбербанк Лизинг» является одним из лидеров рынка лизинга, в том числе в сегменте газомоторного транспорта.

Руководитель филиала ВТБ Факторинг в Санкт-Петербурге Андрей Голованёв рассказал о применении долгосрочного факторинга при реализации проектов в области газомоторного топлива. При том, что в настоящее время факторинг пока не является распространённым инструментом финансирования капитальных вложений, он обладает рядом качеств, которые выгодно отличают его от альтернатив. В частности, по большинству методик факторинг не ухудшает показатели долговой нагрузки компании.

Ведущий менеджер по работе с клиентами Сименс Финанс Анна Кузнецова презентовала инструменты лизингового финансирования и возможности их применения в разных регионах России. Компания занимает активную позицию по развитию газомоторного направления деятельности.

Исполнительный директор «Италгаз Инжиниринг» Сергей Сизов выступил с докладом об опыте развития продуктов и финансовых инструментов для рынка газобаллонного оборудования, а также дал обратную связь при сложностях в доступе к финансовым продуктам со стороны участников рынка.

Управляющий директор по направлению нефтегазохимии Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Анастасия Набатчикова поделилась успехами поддержки развития рынка газомоторного топлива и сопутствующей инфраструктуры со стороны региональных органов власти на Дальнем Востоке России. Особые условия, созданные в восточных регионах, способствуют ускоренному развитию газомоторной тематики, создавая новые возможности для социально-экономического развития.


Генеральный директор ООО "Трансстрой" Константин Лешкевич

Консультант дирекции каналов продаж и взаимодействия с финансовыми организациями-партнёрами Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Владимир Носов в режиме видео-конференции рассказал о реализации корпорацией мер финансовой поддержки субъектов МСП в условиях восстановления экономики. В докладе были очень подробно описаны существующие инструменты поддержки бизнеса и условия их получения. Данная информация является крайне востребованной в сложившихся экономических условиях.

Руководитель территориального управления Российского экспортного центра по Северо-Западному Федеральному округу Сергей Соломин представил инструменты, предлагаемые Центром для поддержки экспортёров. Подробный и обстоятельный доклад осветил отдельное направление внешнеэкономической деятельности, которое может стать новой зоной роста для российских производителей оборудования и техники. Особенно в контексте активной позиции НГА по поддержке международного взаимодействия на министерском уровне.

Второй день мероприятия стал открытой дискуссионной площадкой о задачах стратегического развития в сфере газомоторного топлива. Удалось поговорить о самом широком круге вопросов, являющихся проблемными для развития отрасли.

Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин выступил с докладом о роли НГА в реализации комплексных проектов на рынке ГМТ. Докладчик представил широкие возможности Ассоциации по работе с органами исполнительной власти в регионах и на федеральном уровне, накопленной экспертизе для работы с коммерческими и ведомственными проектами для создания эффективных инструментов по расширению использования метана на транспорте. Было отмечено, что на начальном этапе развития рынка ключевой проблемой является сложность координации участников при одновременной реализации проектов по строительству заправочной инфраструктуры, переводу транспорта, организации сервиса транспортных средств, создания сети испытательных лабораторий и пунктов освидетельствования баллонов. Механизмы регуляции не справляются с тем уровнем коммерческих рисков, которые имеют место на нынешнем этапе развития рынка. Одним из способов решения описанной проблемы является реализация комплексных проектов на региональном, корпоративном или ведомственном уровне. Комплексный проект должен включать в себя все необходимые составляющие: инфраструктуру, транспорт, сервис и т.д. Таким образом, проект с одной стороны включает в свой контур большинство рыночных рисков и делает их управляемыми, с другой – создаёт возможность получения синергетического эффекта от сочетания всех необходимых элементов в едином управленческом контуре. Национальная газомоторная ассоциация предлагает экспертную поддержку при реализации подобных проектов и приглашает участников рынка к сотрудничеству.


Исполнительный директор Ассоциации Василий Зинин

Заместитель председателя оргкомитета конференции имени Жореса Алфёрова Михаил Павлов рассказал о тенденциях развития отраслевых направлений в науке и образовании, а также о перспективах повышения конкурентоспособности предприятий при использовании потенциала взаимодействия «школа – вуз – предприятие». Кроме того, были сформулированы возможности по поиску молодых специалистов для участников рынка газомоторного топлива через механизмы олимпиад и последующего наставничества.

Начальник отдела НИИгазэкономика Тимур Исмаилов презентовал концепцию «газового дома», включающую в себя возможность заправки транспортных средств метаном на территории собственного домохозяйства. Институтом были проанализированы пограничные условия эффективности внедрения подобных решений в регионах Российской Федерации. Концепция может быть с успехом использована как для домохозяйств и коттеджных поселков, так и для крупных промышленных потребителей. Отдельно необходимо отметить применимость концепции в проектировании АГНКС: доступ к природному газу даёт возможность экономить на подключении к электроэнергии за счёт создания автономной электрогенерации на территории заправочной станции.

Эксперт Российского газового общества Лев Иванов выступил с докладом о потенциале региональных минерально-сырьевых баз для расширения применения метана на морском и речном транспорте. Создание инфраструктуры СПГ в северных регионах и развитие северного морского пути создают новые предпосылки к использованию СПГ в качестве базового энергоресурса для энергообеспечения отдалённых населённых пунктов с использованием внутренних водных путей.

С завершающим докладом выступил советник генерального директора по работе с ключевыми клиентами QET Дмитрий Бардаков. Он рассказал о возможностях компании в реализации проектов распределённой энергетики и технологии бесперебойной подачи электроэнергии для строителей АГНКС. Отдельно был освещён вопрос создания экологических заправочных станций, предлагающих автовладельцам заправку природным газом и электричеством, с условием генерации электроэнергии на территории станции с использованием природного газа и возобновляемых источников энергии.

По итогам мероприятия исполнительный директор НГА Василий Зинин ответил на вопросы редакции журнала «Транспорт на альтернативном топливе».

Василий Леонидович, расскажите, какие у вас в целом ощущения от организации мероприятия? Все поставленные цели удалось достичь?

– Мы с коллегами из Ассоциации крайне довольны тем, как прошли оба дня нашего семинара. По сути удалось собрать уникальное мероприятие в этом году. Оно уникально и по числу участников, и по уровню дискуссии, и, конечно, по точному попаданию в цель с основной темой. 2020 год стал очень непростым. Это по сути проверка на прочность для многих компаний. Но именно ужесточение условий ведения бизнеса заставляет по-новому взглянуть на возможности снижения операционных затрат.

Эксперты Ассоциации подсчитали, что снижение затрат на топливо и эксплуатацию транспорта за счёт перехода на метан способно увеличить показатели рентабельности бизнеса в большинстве отраслей реального сектора почти на треть. Потому что эффективность логистики напрямую влияет на себестоимость конечной продукции, особенно в нашей стране с её огромными расстояниями. Поэтому наличие гибких финансовых инструментов наравне с реальным опытом применения этого топлива – это то, чего как воздух сейчас не хватает рынку газомоторного топлива и экономике в целом. Задача стояла непростая – не только собрать и структурировать информацию о существующих финансовых инструментах, но и вовлечь в диалог о развитии рынка газомоторного топлива максимально широкий круг финансовых организаций и институтов развития. Я считаю, что для первого подобного мероприятия результат оказался более чем достойным. По результатам семинара мы подготовим видеоматериалы, с которыми смогут ознакомиться все заинтересованные участники рынка и органы власти. Хотя, конечно, живого общения ничто не заменит.

– Не было риска, что из-за эпидемиологической обстановки мероприятие провести не удастся?

– Конечно, до последнего момента было определённое напряжение. Но, во-первых, достаточно удачно было выбрано время мероприятия – большая часть ограничений уже снята, а риски второй волны коронавируса ещё не реализовались. Во-вторых, площадка очень профессионально подошла к организационным вопросам – все моменты по соблюдению дистанции, обеспечению средствами индивидуальной защиты и так далее были отработаны без каких-либо сбоев. Однако общая обстановка повлияла на число участников и спикеров – без последствий коронавируса мероприятие прошло бы гораздо эффективнее. Но мы все сейчас должны быстро учиться работать в новых условиях.

На мероприятии присутствовало большое количество представителей субъектов РФ. Как вы считаете, они получили ту информацию, за которой ехали? Всё-таки органы региональной власти – это не бизнес. Какие они преследовали цели?

– Да, на семинаре присутствовали представители более 30 субъектов РФ. Это большое представительство, особенно с учётом нынешней эпидемиологической обстановки. Приехали руководители и представители министерств, курирующих тематику газомоторного топлива, это, как правило, министерства транспорта или энергетики. Безусловно, представители регионов несколько иначе смотрят на поднятые нами вопросы. Но и для них эти вопросы сейчас крайне актуальны. Во-первых, каждый регион заинтересован в повышении эффективности бизнеса на своей территории, во-вторых, наравне с повышением эффективности субъекты федерации, а зачастую лично губернаторы, отчитываются о результатах выполнения планов и программ, принятых на федеральном уровне, например, подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» или федерального проекта «Чистый воздух».

Мы неоднократно говорили, что достижение целевых экологических показателей невозможно без повышения доли метана в общем топливном балансе субъекта федерации, особенно в транспортном секторе. Нельзя забывать, что в сфере влияния региональных властей часто находятся предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки. В этой ситуации перевод пассажирского транспорта на метан – уникальная возможность в долгосрочной перспективе сдержать тарифы общественного транспорта, что крайне важно для социальной стабильности в любом регионе. Поэтому я уверен (и это подтвердилось в частных разговорах во время семинара), что представители региональных органов власти в значительной степени довольны содержательной повесткой мероприятия. Также нельзя забывать, что очные мероприятия позволяют не только ознакомиться с докладами спикеров, но и расширить контактную базу, что в условиях активно развивающегося рынка газомоторного топлива актуально и для представителей органов власти, и для участников рынка различных направлений деятельности.

– На вашем мероприятии стартовал автопробег «Из Питера в Мирный». Расскажите, как это получилось, долго ли шла подготовка и как в целом Ассоциация относится к такому формату мероприятий?

– Ещё в июле к нам обратились коллеги из АЛРОСА и правительства Республики Саха (Якутия), с которыми нас связывают давние партнёрские взаимоотношения, с просьбой посодействовать в организации автопробега. Мы с большой радостью откликнулись на эту инициативу. На мой взгляд, одной из ключевых задач для участников рынка является на каждодневной основе демонстрировать максимально широкому кругу потребителей (в том числе и на своём примере) преимущества и удобство метана для транспорта. Участники автопробега документально зафиксируют, каково это проехать на метане из одного конца нашей огромной страны в другой. Плюс в каждом городе на пути следования запланированы встречи с активными участниками рынка и органами власти, есть возможность демонстрировать лучшие «кейсы» развития рынка в регионах России. И очень важно, что автопробег «Из Питера в Мирный» – это самая настоящая общественная инициатива. А это показатель зрелости для рынка и экспертного сообщества.

Активное участие в пробеге приняли члены Национальной газомоторной ассоциации – кто техникой, кто топливом, кто мобильными заправочными решениями, кто обеспечивал информационную поддержку. Очень рад, что удалось организовать торжественный старт именно на нашем семинаре – это позволило вовлечь большее число заинтересованных участников, зрителей, средств массовой информации и провести его на самом высоком уровне. Отдельная удача – это привлечь к партнёрству проект «Мастера гостеприимства» платформы «Россия – страна возможностей!». Коллеги рассматривают наш автопробег как экологическую инициативу, способствующую развитию внутреннего туризма. А что может быть лучше для внутреннего туризма, чем экологически чистый метановый транспорт?


Исполнительный директор Ассоциации Василий Зинин

– Расскажите, какие планы у Национальной газомоторной ассоциации по проведению мероприятий на ближайшую перспективу?

– Если позволит обстановка, мы рассчитываем провести два важных тематических мероприятия в конце октября в рамках выставки GasSuf: одно для представителей регионов по разработке комплексных региональных программ развития рынка газомоторного топлива, второе – по инструментам ускоренного развития рынка (здесь мы представим несколько интересных концептуальных разработок). Затем планируем тематический семинар в ноябре и внеочередное общее собрание членов НГА в декабре 2020 года. И уже сейчас начинаем активную подготовку к мероприятиям 2021 года, о которых в ближайшее время мы обязательно заявим. При необходимости мы всегда готовы перейти в онлайн-режим работы, но очень надеемся, что этой осенью нам удастся лично повстречаться со всеми нашими партнёрами и соратниками.

– Спасибо большое, Василий Леонидович.

Полный фотоотчет мероприятия 

Презентации спикеров мероприятия


Партнеры мероприятия: