Валерий Голубев: "Мы рассчитываем на увеличение объемов"

10 декабря 2019
Об актуальных вопросах рынка ГМТ рассказывает председатель Совета Национальной газомоторной ассоциации Валерий Голубев.

В данной статье мы публикуем полное интервью В.А. Голубева для газеты "Энергетика и промышленность России" № 18 (374), сентябрь 2019.

– Валерий Александрович, что вы можете сказать об объеме и структуре российского рынка ГМТ в настоящее время? Какие поставщики на нем представлены, их долевое участие, количество заводов по производству ГМТ, какова динамика рынка и его перспективы?

– В настоящее время рынок газомоторного топлива в России представлен двумя видами топлива: пропан-бутановая смесь, она же сжиженный углеводородный газ (СУГ) и метан, природный газ, который в основном используется в сжатом (компримированном) и сжиженном виде и называется КПГ и СПГ соответственно. В большей степени хотелось бы поговорить про метан, так как именно к его продвижении в качестве моторного топлива в последнее время приковано все внимание. Быстрее всего у нас в стране развивается КПГ. Природный газ сжатый примерно до 200 атмосфер и использующийся в качестве топлива. Особенность КПГ в том, что для его производства по сути не требуется завод, любая АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) и есть небольшое предприятие, которое это топливо производит. На каждой станции стоит компрессор, который создает необходимо давление, в остальном тот газ, который поступает из трубы, уже полностью соответствует всем параметрам, чтобы стать
моторным топливом. Ключевым участником рынка является, конечно, «Газпром» и его дочерние компании, которые эксплуатируют около 300 объектов газозаправочной инфраструктуры. Другие крупные компании нефтегазового сектора тоже начинают включаться в развитие отрасли: «Роснефть» и «НОВАТЭК» имеют далеко идущие планы по развитию сети АГНКС в России. Заметны и региональные игроки: небольшие частные компании, которые развивают бизнес в одном или нескольких регионах, как правило, работая с крупными «якорными» клиентами. В этом плане показателен пример Ростовской и Белгородской областей, которые стали пилотными регионами развития газомоторного топлива,
и уже сейчас там появилось более десятка компаний, которые планируют заниматься развитием инфраструктуры в этих субъектах.
Что касается динамики рынка, самым важным является ежегодный рост. Растет как объем реализации метана, так и количество
автотранспортных средств, использующих его в качестве моторного топлива.

– Каковы основные преимущества газового топлива для автотранспорта? Насколько велик парк автотранспорта, работающего на сжиженном (СПГ), компримированном природном газе (КПГ) и на комбинированном топливе? Как стимулируется выпуск такой техники?

– Преимуществ большое количество. В первую очередь, экономическая составляющая. КПГ в 2,5‑3 раза дешевле, чем традиционные виды топлива. Для простого потребителя не нужны дополнительные стимулы, когда экономика говорит сама за себя. Важным является и снижение износа двигателя, последние исследования на эту тему отмечают до 30 % повышение срока службы двигателя и его элементов.

Конечно, экологический аспект также крайне важен. Выбросы вредных веществ в выхлопных газах при использовании метана в качестве моторного топлива снижаются в среднем на 70‑80 % в сравнении с традиционными нефтяными видами топлива. Так, например, выбросы оксидов азота снижаются практически вдвое, а следы оксидов серы и низкодисперсных частиц и вовсе отсутствуют в выхлопных газах.

В России, по приблизительным подсчетам, около 150 000 транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива. Здесь также большую работу проводит Группа компаний «Газпром», во‑первых, занимаясь  популяризацией перевода техники на газобаллонное оборудование и, во‑вторых, переоснащая  собственный парк транспортных  средств для использования метана.

Развитие же в первую очередь  заправочных станций КПГ связано с более отработанной и дешевой  технологией, в отличии от СПГ. Сжиженный природный газ требует очень низких температур  для транспортировки и хранения,  кроме того, производство СПГ высокотехнологичный процесс, который пока только получает импульс  к развитию. Кроме того, сегмент  потребителей СПГ значительно  меньше, тогда как использовать  КПГ могут практически любые автотранспортные средства. Но мы  внимательно следим за развитием  СПГ в России и всесторонне поддерживаем эту тенденцию.

Государство стимулирует производство заводской техники на метане: существует государственная  программа субсидирования производителей такой техники, чтобы  максимально уравнять конечную  стоимость транспортного средства на метане и на традиционном  топливе для потребителя. Принимая во внимание динамичное  развитие рынка, мы рассчитываем  на увеличение объемов производства и, как следствие, увеличение  объемов субсидирования. 

– Насколько конкурентно по цене газомоторное топливо по сравнению с бензином и дизелем? Вероятен ли для газового топлива так называемый налоговый демпфер, действующий сейчас для нефтепродуктов?

– Как я уже отметил, стоимость метана в среднем в 2,53 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. Учитывая физические свойства газомоторного топлива,экспортируется непосредственно природный газ, который в даль-нейшем используется в том числе в качестве моторного топлива. Со-ответственно, налогового демп-фера для газомоторного топлива в ближайшее время не предвидится, так как бизнес-модель его реализации не предполагает такой возможности.

– В правительстве сформирована рабочая группа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, многие российские регионы имеют программы по развитию сети газозаправочных станций и автотранспорта – то есть становление газомоторной ин- фраструктуры активно поддерживается на уровне властей всех уровней. В чем выражается для операторов такая поддержка на местах и каков объем бюджетных и внебюджетных средств для поддержки рынка ГМТ?

Да, совершенно верно, существует рабочая группа, разрабатывается специальная программа Минэнерго по популяризации и развития газомоторного топлива в регионах. Подписана дорожная карта по финансовой поддержке участников рынка. Предполагается субсидирование как создания газозаправочной инфраструктуры, так и перевода транспорта на природный газ. Ожидаемая поддержка составит 3,5 млрд рублей ежегодно до 2024 года.

При этом, по оценкам Национальной газомоторной ассоциации, для того, чтобы создать минимально необходимую инфраструктуру, первичный рынок, чтобы все крупные потребители смогли добраться до газовых заправок, нужно вложить порядка 210 миллиардов ру,лей. И начинать следует уже сегодня. В нашем понимании дать сейчас первый важный импульс для развития этого рынка на ближайшие 35 лет – первостепенная задача.

– Есть ли проблемы, которые тем не менее мешают развитию газомоторной отрасли?

– Конечно, проблемы существуют. Например, сейчас мы замечаем, что в развитии газомоторной отрасли так или иначе задействовано более 15 министерств и ведомств, однако, учитывая специфику вопроса и большое количество заинтересованных подразделений, наблюдается сложность координации между ними. Мы выступаем за создание специализированной комиссии, куда вошли бы все участники процесса, включая представителей органов исполнительной власти и частного бизнеса, как за наиболее оптимальный способ построения коммуникации для принятия необходимых для отрасли решений. Еще одна проблема – устаревание нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность как АГНКС, так и владельцев транспортных средств на метане. Многие из них не отвечают запросу времени. Здесь необходим комплексный подход к совершенствованию нормативных документов, потому как все они в той или иной степени связаны между собой, ссылаются друг на друга. Нельзя не сказать и об устоявшихся мифах об опасности газомоторного топлива. Хотя множеством исследований доказана его безопасность. Метан легче воздуха и при разгерметизации улетучивается, не накапливаясь, по классу опасности в России отнесен к 4-му – самому безопасному классу среди различных видов топлива. Другого пути, кроме как проведение постоянной разъяснительной, а зачастую и просветительной работы, здесь не может быть. Эти проблемы в числе прочих сотрудники и эксперты Национальной газомоторной ассоциации стараются регулярно выносить на широкий круг обсуждения и предлагают свои варианты решения. Важно понимать, что для решения множества проблем отрасли критически важна консолидация всех участников рынка, единая, согласованная позиция и готовность принять экспертное участие в решении стоящих проблем. Ассоциация выступает площадкой по объединению различных игроков отрасли и выработке готовых практических решений для усовершенствования механизмов регулирования рынка и преодоления барьеров, мешающих поступательному развитию.


Интервью брала: Татьяна РЕЙТЕР