Транспорт на альтернативном топливе № 3 (69) 2019 год

15 июня 2019

Содержание выпуска:

Выпуск № 3 (69), 2019
Русский

Issue # 3 (69), 2019
English

Члены Ассоциации организаций в области газомоторного топлива «Национальная газомоторная ассоциация

Members of National gas vehicle association in 2019

Таксопарки переходят на метан

Taxi companies transferring to methane

Заседание рабочего комитета МДК по вопросам развития газомоторного топлива

International Business Congress Operating Committee Meeting on NGV fuel development

Виктор Зубков:

Широкий модельный ряд автомобилей на природном газе – обязательное условие развития рынка ГМТ

Victor Zubkov:

Wide Model Range of Natural Gas Vehicles as Imperative to NGV Fuel Market Development

Принят крупный проект по переработке и сжижению газа в районе Усть-Луги

Major Project on Gas Processing and Liquefaction in Ust-Luga Region

«Роснефтегаз» развивает газомоторный рынок на севере страны

«Rosneftegaz» Generates NGV Market in the Russian North

Обзор публикаций российских СМИ

Review of Russian media publications

Обзор международного рынка ГМТ

Review of the International NGV Fuel Market

Циадзве А.Ю., Аксютин О.Е., Ишков А.Г., Меньщиков И.Е., Фомкин А.А., Романов К.В., Тетеревлёв Р.В., Школин А.В., Грачёв В.А.

Перспективные адсорбционные аккумуляторы природного газа для автотранспорта

Aslan Tsivadze, Oleg Aksyutin, Alexander Ishkov, Ilya Menshchikov, Anatoly Fomkin, Konstantin Romanov, Roman Teterevlev, Andrey Shkolin, Vladimir Grachev

Advanced adsorption batteries of natural gas for automotive transport

Кавтарадзе Р.З., Онищенко Д.О., Зеленцов А.А., Козлов А.В., Голосов А.С.

Моделирование рабочего процесса и локального теплообмена в двухтопливном двигателе

Часть 2: Теплонапряжённое состояние распылителя форсунки

Revaz Kavtaradze, Dmitriy Onishchenko, Andrey Zelentsov, Andrey Kozlov, Andrey Golosov

Simulation of the working process and local heat transfer in the dual-fuel engine

Part 2. Heat-stressed condition of injection nozzle

Дидманидзе О.Н., Зыков С.А., Слепцов О.Н.

Результаты моделирования процесса топливоподачи линией низкого давления дизеля типа Д-245

Otari Didmanidze, Segrey Zykov, Oleg Sleptsov

The results of fuel supply process modeling by the low-pressure line using diesel type D-245

Лиханов В.А., Лопатин О.П.

Исследование токсичности дизелей, работающих на различных альтернативных топливах и режиме максимального крутящего момента

Vitaly Likhanov, Oleg Lopatin

Study on the toxicity of diesel engines operating on diff erent alternative fuels and in maximum torque mode

Ерохов В.И.

Современные однотопливные автомобили на компримированном природном газе

Viktor Erokhov

Modern single fuel engines on CNG


Abstracts of articles

Abstracts of articles

Авторы статей в журнале № 3 (69) 2019 г.

Contributors to journal issue № 3 (69) 2019

Аннотации статей:

Таксопарки переходят на метан

О внедрении газомоторного топлива в таксомоторных парках.

Заседание рабочего комитета МДК по вопросам развития газомоторного топлива

О IX заседании рабочего комитета Международного делового конгресса (МДК) «Современные технологии и перспективные проекты нефтегазового комплекса», которое состоялось 4 апреля 2019 года в г. Набережные Челны (Республика Татарстан). Тема заседания – «Природный газ как газомоторное топливо будущего: тенденции и перспективы».

Виктор Зубков:

Широкий модельный ряд автомобилей на природном газе – обязательное условие развития рынка ГМТ

О прошедшем в апреле в г. Тольятти (Самарская область) на базе ПАО «АВТОВАЗ» совещании по вопросам развития отечественного рынка газомоторного топлива, стимулирования спроса и предложения на технику, работающую на природном газе. Совещание провёл председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков.

Принят крупный проект по переработке и сжижению газа в районе Усть-Луги

О проекте создания крупного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа (СПГ) в районе г. Усть-Луги (Ленинградская область).

«Роснефтегаз» развивает газомоторный рынок на севере страны

О работе корпорации «Роснефтегаз» из Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию рынка ГМТ в регионе.

Обзор публикаций российских СМИ

Информационная подборка.

Обзор международного рынка ГМТ

Информационная подборка.

А. Цивадзе, О. Аксютин, А. Ишков, И. Меньщиков, А. Фомкин, К. Романов, Р. Тетеревлев, А. Школин, В. Грачев

 

Перспективные адсорбционные аккумуляторы природного газа для автотранспорта

В статье представлен обзор перспективных конструкций резервуаров бортовых систем адсорбционного аккумулирования природного газа (АПГ). Он показал, что на сегодняшний день оптимальной конструкции резервуара для бортовой АПГ-системы не существует по ряду технико-экономических факторов. Все описанные конструкции конформных ёмкостей, несмотря на уникальность, имеют ряд недостатков – это техническая сложность, дороговизна и проблемы, связанные с эксплуатацией, в частности, с вопросами отвода/подвода теплоты при заправке/выдаче газа. В статье также описана идея, представленная ИФХЭ РАН. Эта разработка является перспективной для реализации технологии на базе стандартизованных баллонов. На первом этапе развития АПГ-направления целесообразно ограничиться адаптацией уже существующих технологий в части бортового хранения природного газа, а в дальнейшем обеспечить плавный переход к конструктивным решениям нового типа.

Ключевые слова: адсорбированный природный газ, адсорбенты, адсорбционное аккумулирование газа, бортовые системы хранения газа.

Aslan Tsivadze, Oleg Aksyutin, Alexander Ishkov, Ilya Menshchikov, Anatoly Fomkin, Konstantin Romanov, Roman Teterevlev, Andrey Shkolin, Vladimir Grachev

 

Advanced adsorption batteries of natural gas for automotive transport

 

The article presents an overview of the promising designs of onboard systems’ reservoirs of adsorption natural gas storage. It has shown that today the optimal design of the tank for the onboard adsorption natural gas storage system does not exist due to a number of technical and economic factors. All the described constructions of conformal containers, despite their uniqueness, have a number of drawbacks such as technical complexity, high cost, and problems associated with operation, in particular, with issues of heat removal and supply during gas filling and dispensing. The article also describes the idea presented by the IPCE RAS. This design is promising for the implementation of technology based on standardized cylinders. At the first stage of the natural gas storage course development, it is advisable to limit ourselves to the adaptation of already existing technologies in terms of onboard storage of natural gas, and in the future to ensure a smooth transition to constructive solutions of a new type.

Keywords: adsorbed natural gas, adsorbents, adsorption storage of natural gas, onboard gas storage systems.

Р.З. Кавтарадзе,

Д.О. Онищенко, А.А. Зеленцов, А.В. Козлов, А.С. Голосов

 

Моделирование рабочего процесса и локального теплообмена в двухтопливном двигателе

Часть 2: Теплонапряженное состояние распылителя форсунки

В работе рассматриваются особенности локального теплообмена в перспективном двухтопливном двигателе, работающем на природном газе с воспламенением от запальной дозы дизельного топлива. Моделирование рабочего процесса и локального теплообмена в камере сгорания проводится на основе трёхмерных нестационарных уравнений количества движения, энергии, диффузии и неразрывности, записанных в форме Рейнольдса и дополненных k–ζ–f моделью турбулентности. Одновременное сгорание газового и дизельного топлив описывается с использованием модели сгорания когерентного пламени (CFM), дополненной моделью зажигания от запальной дозы дизельного топлива. Расчёты проводились с помощью трёхмерного программного пакета AVL FIRE. В результате определены граничные условия второго (локальные тепловые потоки), а также третьего (коэффициенты теплоотдачи и температуры газа) рода с учётом реальной геометрии камеры сгорания и процессов газообмена. Получены локальные тепловые нагрузки на распылитель форсунки, смоделировано его теплонапряжённое и деформированное состояние.

Ключевые слова: поршневой двигатель, газодизель, природный газ, локальный теплообмен, математическое моделирование.

Revaz Kavtaradze, Dmitriy Onishchenko, Andrey Zelentsov, Andrey Kozlov, Andrey Golosov

 

Simulation of the working process and local heat transfer in the dual-fuel engine

Part 2. Heat-stressed condition of injection nozzle

The features of local heat transfer in perspective piston engine with micro-pilot injection of diesel fuel are discussed in the paper. The numeric investigation of working processes in combustion chambers was carried using the three-dimensional non-stationary equations of energy, motion, diffusion and continuity in Reynolds form with addition of k-ζ-f turbulence model. Simultaneous combustion of two types of fuel (gas and diesel fuel) is described using of CFM model. AVL FIRE was used to obtain the numerical results. As a result, the local heat fluxes, heat transfer coefficients and gas temperatures were obtained for the real combustion chamber geometry and gas exchange (inlet and outlet) processes. The local thermal loads on the injection nozzle were obtained, its heat stress values were calculated.

Keywords: piston engine, gas engine, natural gas, local heat transfer, mathematical modeling.

О.Н. Дидманидзе, С.А. ЗыковО.Н. Слепцов

 

Результаты моделирования процесса топливоподачи линией низкого давления дизеля типа Д-245

От работы топливной системы зависят рабочие процессы и эксплуатационные характеристики дизельного двигателя внутреннего сгорания, применяемого практически во всех отраслях производства. Одним из основных факторов работы топливной системы двигателя является процесс подготовки подачи топлива в магистраль высокого давления и нагнетательную магистраль ТНВД. В статье рассмотрены методика моделирования при учёте эксплуатационных свойств топлива, включая смесевое (рапсовое масло и дизельное топливо), климатические условия с составлением основных расчётных формул гидравлических процессов топливоподачи линией низкого давления топливной системы непосредственного действия («классическая»). Составлена универсальная структурная схема топливной системы, учитывающая прохождение топлива по каждому участку линии низкого давления от топливного бака до насоса высокого давления. Получены характеристики процесса топливоподачи в зависимости от эксплуатационных свойств топлива и климатических условий по каждому участку системы, включая перепады по точкам, линиям, соединительным элементам топливной системы (штуцеры). Особое внимание уделялось расчёту пропускной способности фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива, от которого зависит большая часть гидравлических сопротивлений в линии низкого давления. Были даны рекомендации по снижению гидравлического сопротивления на участках топливной системы с фильтром тонкой очистки топлива.

Ключевые слова: топливная система дизеля, топливный насос низкого давления, топливный насос высокого давления, эксплуатационные свойства дизельного топлива, фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки.

Otari DidmanidzeSegrey Zykov, Oleg Sleptsov

 

The results of fuel supply process modeling by the low-pressure line using diesel type D-245

The working processes and performance of the diesel internal combustion engine used in almost all industries depend on the operation of the fuel system. One of the main factors of the fuel system of the engine is the process of preparing the fuel supply to the high-pressure line and injection pump. The article considers the method of modeling taking into account the operational properties of fuel including mixed (rapeseed oil and diesel fuel), climatic conditions with the preparation of the basic design formulas of hydraulic processes of fuel supply by the low-pressure line of the fuel system of direct action («classical»). A universal block diagram of the fuel system is drawn up considering the passage of fuel along each section of the low-pressure line from the fuel tank to the high-pressure pump. The characteristics of the fuel supply process are obtained depending on the operational properties of the fuel and climatic conditions for each section of the system including pre-pads on points, lines, fuel system interconnecting elements (fittings). Particular attention was paid to the calculation of the filter elements’ flow capacity of the fine fuel filter on which most of the hydraulic resistances in the low pressure line depend. Recommendations for reducing the hydraulic resistance in areas of the fuel system with the filter of thin clearing of fuel were proposed.

Keywords: diesel fuel system, low pressure fuel pump, high pressure fuel pump, diesel fuel performance properties, coarse filter, fine filter.

В.А. Лиханов, О.П. Лопатин

 

Исследование токсичности дизелей, работающих на различных альтернативных топливах и режиме максимального крутящего момента

В работе представлены исследования нагрузочных характеристик токсичности дизельных двигателей, работающих на различных альтернативных топливах. На основании проведённых лабораторно-стендовых исследований рабочих процессов дизельных двигателей установлена возможность улучшения их экологических показателей, экономии нефтяного дизельного топлива путём применения таких альтернативных источников энергии как природный газ, метаноло-топливная эмульсия (МТЭ), этаноло-топливная эмульсия (ЭТЭ), метанол и метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ).

Ключевые слова: дизель, газомоторное топливо, метанол, этанол, эмульсия, метиловый эфир рапсового масла, токсичность, отработавшие газы.

Vitaly Likhanov, Oleg Lopatin

 

Study on the toxicity of diesel engines operating on different alternative fuels and in maximum torque mode

The paper presents studies of the load characteristics of the diesel engines toxicity running on various alternative fuels. Based on conducted laboratory and bench tests of diesel engines’ working processes, the possibility of improvement of their ecological indicators and oil diesel fuel saving by application of such alternative energy sources as natural gas, methanol-fuel emulsion (MFE), ethanol-fuel emulsion (EFE), methanol and methyl ether of rapeseed oil (MERO) was defined.

Keywords: diesel, gas engine fuel, methanol, ethanol, emulsion, rapeseed oil methyl ether, toxicity, exhaust gases.

В.И. Ерохов

 

Современные однотопливные автомобили на компримированном природном газе

Обобщены результаты проектирования и создания конструкций современных однотопливных газобаллонных автомобилей при работе на КПГ. Приведены конструктивные и функциональные особенности современного газобаллонного автомобиля для работы на компримированном природном газе. Показана техническая, социально-экономическая и экологическая эффективность газобаллонного автомобиля на КПГ.

Ключевые слова: компримированный природный газ, газовая система питания, двухступенчатый редуктор, система управления, функциональные датчики и исполнительные устройства, эффективность системы питания КПГ.

Viktor Erokhov

 

Modern single fuel engines on CNG

The results of the design and construction of modern single-fuel gas-cylinder vehicles when working on CNG are summarized. The design and functional features of a modern gas-balloon vehicle for working on compressed natural gas are presented. The technical, socio-economic and environmental effectiveness of a gas cylinder car at CNG is shown.

Keywords: compressed natural gas, gas supply system, two-stage reducer, control system, functional sensors and actuators, efficiency of the CNG power supply system.

Для оформления подписки на выпуск журнала "Транспорт на альтернативном топливе" свяжитесь с нами по электронной почте: a.tavdidishvili@ngvrus.ru