11 марта 2019

Газомоторное топливо: экологизация транспорта

85 % взвешенных частиц, которые названы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) наиболее опасными загрязняющими веществами по влиянию на здоровье населения, выбрасывают в атмосферу грузовой автотранспорт и автобусы, а вклад легковых автомобилей колеблется в пределах 5 %. Взвешенные частицы с размерами менее 10 мкм названы приоритетным загрязняющими веществами по влиянию на здоровье населения, они не имеют безопасного порога воздействия.

Такие данные, полученные с помощью измерений автоматических станций контроля загрязнения атмосферы вблизи автотрасс, представил Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на круглом столе, прошедшем 11 марта в Общественной палате РФ и посвящённом экологическим аспектам развития рынка газомоторного топлива в России. На мероприятии говорили о том, кому и зачем нужно переходить на газомоторное топливо, как это сделать с максимальной пользой для улучшения качества воздуха и состояния окружающей среды. Круглый стол был организован Комиссией по экологии и охране окружающей среды по инициативе Национальной газомоторной ассоциации и при поддержке Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Круглый стол в Общественной палате РФ

Вопросы расширения использования газомоторного топлива впервые обсуждались на столь высоком экспертном уровне. В дискуссии приняли участие руководители органов государственной власти, представители научных и общественных организаций, производители оборудования и техники на газомоторном топливе.

Главной задачей собравшихся стало, по словам председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОПРФ Альбины Дударевой, обсуждение перспектив развития рынка ГМТ именно с точки зрения экологии. Эксперт призвала выступающих делать акцент именно на экологической составляющей возможного перехода на ГМТ.

Модератором круглого стола выступил первый заместитель председателя Комиссии ОПРФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, председатель Совета директоров Коммуникационной группы АГТ Вячеслав Лащевский, который напомнил присутствующим недавнее послание Федеральному собранию, где Президент говорил о необходимости перевода промышленных предприятий на более чистые экологические решения. Акцент был сделан на 12 городах, являющихся крупными промышленными центрами и представляющих важные экологические зоны.

Национальный проект Экология включает в себя целый ряд подпрограмм, и все экологические направления связаны с тем, какие виды топлива применяются в регионах. Основной виновник загрязнения окружающей среды – это автомобильный транспорт, именно на его долю, по данным специалистов, приходится до 45 % выбросов, а в крупных городах до 80 %.

Евгения Семутникова, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, рассказала, что снижение концентрации мелких взвешенных веществ на каждый микрограмм по среднегодовому уровню даёт уменьшение среднего уровня смертности примерно на 1 %, и это колоссальный эффект. Сегодня, благодаря качественному мониторингу состояния атмосферы и анализу, у правительства Москвы есть полное понимание того, какие загрязняющие вещества, от какого вида автотранспорта и какую заболеваемость формируют – онкологическую или общую. И мелкие взвешенные частицы – безусловный лидер.

Динамика обновления автопарка города Москвы

Динамика обновления автопарка города Москвы

Из презентации Е. Семутниковой

«Главный вывод в том, что сегодня приоритетная задача для городов с такой структурой транспорта как в Москве – это снижение мелких взвешенных частиц. И говоря об этом приоритете, легковой сегмент можно не рассматривать вообще, нужно рассматривать грузовой транспорт и автобусы», – комментирует ситуацию Евгения Семутникова.

Безусловный эффект по уменьшению выбросов взвешенных мелких частиц достигается при переходе на компримированный природный газ (КПГ) – газомоторное топливо, которое используется средне- и крупнотоннажными автомобилями, тракторной и специальной техникой. В составе выбросов двигателей, работающих на КПГ, полностью отсутствуют взвешенные частицы, и перевод грузового транспорта и автобусов на КПГ абсолютно обоснован. Однако за счёт неполного сгорания метана использование газомоторного топлива влечёт за собой увеличение выбросов парниковых газов, поэтому переход на массовое применение КПГ требует выработки компенсационных мер в части снижения выбросов парниковых газов.

Структура выбросов взвешенных частиц по типам автотранспортных средств

Структура выбросов взвешенных частиц по типам автотранспортных средств

Из презентации Е. Семутниковой

Все эксперты сошлись во мнении, что использование газомоторного топлива имеет однозначные преимущества с точки зрения чистоты выбросов и влияния на окружающую среду.

Представители научно-исследовательских организаций рассказали о результатах исследований, связанных с использованием природного газа и других видов автомобильного топлива.

Директор института нефтехимического синтеза им А.В. Топчиева РАН Антон Максимов поделился информацией о влиянии различных видов автомобильного топлива на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Он отметил, что важно оценивать эффекты не только от выбросов, но и по всей цепочке от добычи природных ресурсов до их реализации. Здесь на каждой стадии видны преимущества ГМТ по сравнению с нефтяным топливом.

В своём выступлении профессор РАН, доктор химических наук Антон Максимов отметил, что существующий большой массив исследований в этой области демонстрирует, что при использовании газомоторного топлива (это может быть как сжиженный, так и компримированный природный газ) всегда наблюдается положительный эффект. «Первый положительный эффект, и наиболее важный, связан со снижением выбросов углеводородов, отличных от метана. Эти углеводороды являются одной из основных причин смога», – подчеркнул он.

Заместитель директора Центра экономики транспорта и подземного хранения газа ООО «НИИгазэкономика» Алексей Косарев оценил совокупный экологический эффект от перевода транспорта на газомоторное топливо.

«Сегодня большая часть секторов транспортного комплекса России либо потребляет, либо готова потреблять газомоторное топливо. Суммарный экологический эффект от использования метана является положительным, и он очевиден – в первую очередь это благоприятное влияние на окружающую среду и здоровье человека», – отметил А. Косарев.

Главный эксперт Центра экологической безопасности, энергоэффективности и охраны труда ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Виктор Голушко рассказал об уникальном проекте «Экологический атлас». По его словам, «газомоторное топливо имеет преимущество по сравнению с использованием электромобилей, так как производство электромобилей даёт больше выбросов, чем использование ГМТ».

Все присутствующие говорили об отсутствии в стране обязательной для использования ГМТ инфраструктуры, о необходимости системного подхода к реализации перевода автотранспорта на газомоторное топливо.

Альбина Дударева напомнила, что существует комплексная программа, государством запланировано 4 млрд рублей для того, чтобы помочь становлению рынка ГМТ в России.

На круглом столе выступили представители регионов и муниципалитетов, имеющие опыт широкого использования газомоторного топлива и испытывающие большие сложности с загрязнением окружающей среды, а также планирующие реализовывать специальные программы по переводу автотранспорта на природный газ.

Белгородскую область представлял начальник отдела промышленности и развития экспорта Евгений Скибин: «Белгородская область – один из лидеров по внедрению ГМТ в России, она включена в пилотный проект Газпрома. В регионе восемь заправочных станций, построенных за последние два года. Проект предусматривает перевод на ГМТ 50 тысяч автомобилей, строительство заправок и сервисных центров по переоборудованию транспортных средств».

О ситуации в Санкт-Петербурге доложил заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий: «Ещё в 2013 году в Санкт-Петербурге была принята экологическая политика, где были намечены основные пути решения существующих проблем, в том числе и проблема загрязнения воздуха автотранспортом. В городе почти 2 миллиона транспортных средств. Моментальные переход на ГМТ в таких объёмах невозможен. Программа была принята в 2014 году, и до 2023 года у города есть чёткий план действий по переводу автотранспорта на ГМТ силами городских властей. Эта программа планомерно исполняется – в первую очередь переводится служебный и обслуживающий город транспорт. Конечно, процент газомоторных автомобилей невелик. К тому же требуется развитие инфраструктуры».

Феликс Панов, член Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Челябинской области, рассказал о работе по переводу транспорта на ГМТ в своём регионе: «Сегодня региональным правительством активно прорабатывается вопрос с инвесторами. В Магнитогорске уже строится завод по сжижению газа. К концу 2019 года есть задача вывести на улицы Челябинска общественный транспорт на ГМТ. Уже летом ждём окончания строительства новой газозаправочной станции, на которой будет ежедневно заправляться газом порядка 800 автобусов. К созданию инфраструктуры привлекаются в основном частные инвесторы, что не может не радовать. А на сегодняшний день регион ищет способы развития использования газомоторного топлива с уже имеющейся инфраструктурой».

Член Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОПРФ Валерий Яхонтов, представляющий Курганскую область, сообщил, что в Кургане есть завод, который выпускает автобусы на метане. В прошлом году часть этих автобусов завод подарил городу, более 100 – направили в Крым. В Кургане семь газозаправочных станций, с 2020 года начнётся строительство завода по сжижению метана. Эксперт отметил ещё одно преимущество использования газа – двигатель на газе работает на 10-15 децибел тише, чем на дизеле.

Директор Департамента АО «РариТЭК Холдинг» Олег Парамонов рассказал о существующих линейках автотранспорта на газомоторном топливе. Эксперт Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерина Грушевенко охарактеризовала международный опыт стран, реализовавших программы перевода техники на газомоторное топливо (Индия, Италия, Китай).

Депутат Государственной Думы Николай Будуев рассказал о необходимости перевода речного туристического транспорта на особых природоохранных территориях, в частности на озере Байкал. Руководитель направления ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Елена Матвеева сообщила о перспективах развития СПГ в качестве бункеровочного топлива. Заместитель исполнительного директора Национальной газомоторной ассоциации Владимир Максимов представил участникам круглого стола предложения ассоциации по более эффективному использованию топлива на природном газе для достижения целей национального проекта «Экология».

По мнению модератора дискуссии, члена Общественной палаты РФ Вячеслава Лащевского, участники круглого стола оказались единодушными в оценке позитивных экологических эффектов, которые даёт переход к более широкому использованию топлива на основе природного газа. На сегодняшний день газомоторное топливо является наиболее чистым, «зелёным». Исследования российских учёных и экологов, а также зарубежный опыт подтверждают, что использование природного газа в качестве моторного топлива наносит наименьший вред окружающей среде, – отметил Вячеслав Лащевский.

«6 марта правительством были приняты решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте по национальным проектам. Дано поручение Минприроды совместно с другими министерствами отработать и подготовить предложения по дополнительным мерам, направленным на снижение выбросов за счёт перевода предприятий теплоэнергетики и общественного транспорта на газ. Надеемся, что эти министерства нас услышат и по итогам сегодняшнего мероприятия будет оказана помощь коллегам из Минприроды», – заключила член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.

В настоящее время в России действует сеть из 387 автозаправочных станций на природном газе, в том числе 299 АГНКС, принадлежащих ООО «Газпром газомоторное топливо». Основными преимуществами автомобилей на газомоторном топливе являются более низкие эксплуатационные расходы (в 2-3 раза дешевле на 1 км пробега по сравнению с бензином и дизелем), самый высокий пятый класс экологической безопасности, снижение выбросов токсичных веществ. Всего в России насчитывается более 150 тыс. автомобилей на природном газе, треть из которых – это грузовой транспорт. Отечественными предприятиями выпускается более 200 моделей техники на газомоторном топливе. Однако перед отраслью стоит задача значительно улучшить эти показатели, чтобы газомоторное топливо получило широкое распространение на всей территории Российской Федерации.