Транспорт на альтернативном топливе № 2 (92) 2023 год
Выпуск № 2 (92), 2023 Русский
03 Члены Национальной газомоторной ассоциации, 2023 год
07 Владимир Путин подчеркнул важность развития рынка ГМТ в поздравлении «Газпрому»
07 Денис Корниенко: Не менее 10% новой техники должно быть в газомоторном исполнении
09 Для покупателей газомоторных автомобилей производства 2023 года заправка метаном будет дешевле
09 55 газозаправочных объектов «Газпрома» теперь доступны в Северо-Западном федеральном округе
11 Десятая часть запланированных до конца 2025 года АГНКС будет построена в городах-участниках проекта «Чистый воздух»
12 «Газпром газомоторное топливо» расширяет возможности экономии для автовладельцев в Республике Татарстан
13 Астраханская область втрое увеличит потребление метана на транспорте
14 Обзор российских СМИ
24 «КАМАЗ» разработает для «Газпрома» модели междугородного автобуса и внедорожника на метане
25 Ростсельмаш и РариТЭК создают трактор на природном газе
26 Троллейбус МАЗ – новое детище белорусского автопрома
27 Завершены испытания биотоплива для морского транспорта
28 Портфель водородных проектов в мире превысил 70 млн тонн в год
29 Водородная система для судов получила одобрение общества DNV
30 Австралия запустила коммерческое производство водорода
31 Метан и климатические изменения
35 Поезда и водный транспорт в России начнут переводить на газ
36 В.М. Терских,М.Е. Корягин, В.Н. Катаргин Статистическое обоснование кризисной ситуации на автомобильном рынке
44 В.С. Зарубин, Я.Г. Осадчий, С.В. Зарубин Термомеханический режим обечайки металлокомпозитного баллона высокого давления при заполнении жидким водородом
54 И.В. Краснов Факторы, определяющие преждевременный выход из строя газовых двигателей КАМАЗ и причины их капремонта в гарантийный период
62 К.В. Бабаев, И.Д. Ильинская, С.Л. Сазонов Китайский и мировой автопром отрывается от земли
77 Abstracts of articles
80 Авторы статей в журнале № 2 (92) 2023 г. |
Issue # 2 (92), 2023 English
03 Members of National Gas Vehicle Association in 2023
07 Vladimir Putin underlined the importance of developing the GMT market in his congratulations to Gazprom
07 Denis Kornienko: At least 10% of new equipment must be gas-powered
09 For buyers of gas-powered vehicles manufactured in 2023, methane refueling will be cheaper
09 55 gas filling facilities of Gazprom are now available in the Northwestern Federal District
11 A tenth of the planned CNG filling stations will be built in the cities participating in the Clean Air project by the end of 2025
12 Gazprom Gas Motor Fuel expands savings opportunities for car owners in the Republic of Tatarstan
13 Astrakhan region will triple the consumption of methane in transport
14 Review of Russian media
24 KAMAZ to develop methane-powered intercity buses and off-road vehicles for Gazprom
25 Rostselmash and RariTEK create a natural gas tractor
26 The MAZ trolleybus is a new brainchild of the Belarusian automobile industry
27 Biofuel tests for maritime transport completed
28 The portfolio of hydrogen projects in the world exceeded 70 million tons per year
29 Hydrogen system for ships receives DNV approval
30 Australia launches commercial production of hydrogen
31 Methane and climate change
35 Trains and water transport in Russia will be massively transferred to gas
36 Viktor Terskikh, Mark Koryagin, Vladimir Katargin Statistical substantiation of the crisis situation in the automobile market
44 Vladimir Zarubin, Yakov Osadchy, Sergey Zarubin Thermomechanical model of the shell high-pressure metal-composite cylinder when filled with liquid hydrogen
54 Ivan Krasnov Factors determining the premature failure of KAMAZ gas engines and the reasons for their overhaul during the warranty period
62 Kirill Babaev, Irina Ilinskaya, Sergey Sazonov The Chinese and global auto industry is getting off the ground
77 Abstracts of articles
80 Contributors to journal 2 (92) 2023 |
Аннотации:
Новости из «Газпром газомоторное топливо» |
Подборка информационных материалов. |
|
|
Обзор российских СМИ |
Подборка информационных материалов. |
|
|
Новости отрасли |
Подборка информационных материалов о событиях на рынке газомоторного топлива. |
|
|
Мировой газомоторный рынок |
Подборка информационных материалов из различных стран. |
|
|
Метан и климатические изменения |
Статья о проведённых Российской академией наук исследованиях о роли метана в изменении климата. Исследования проводились по инициативе ПАО «Газпром». Результаты работы представлены в монографии «Метан и климатические изменения: научные проблемы и технологические аспекты». |
|
|
В.М. Терских, М.Е. Корягин, В.Н. Катаргин
Статистическое обоснование кризисной ситуации на автомобильном рынке |
Рассматривается волатильность спроса на продукцию автомобильной промышленности. Показано влияние среднедушевого дохода на объём продаж автомобилей. Дополнительно выявлена кластеризация спроса в корреляционном поле «уровень доходов» – «спрос». Сформулирована гипотеза о двух моделях формирования спроса. Гипотеза подтверждена на достаточном для рассматриваемого объёма данных уровне. Таким образом, в настоящее время население демонстрирует низкий спрос для данного уровня доходов. Сделан вывод о том, что система продаж автомобилей находится в кризисном состоянии и требует государственной поддержки. Разработанная методика аналогично может быть применена для определения особенностей спроса на отличный от классического вида транспорт – на альтернативном топливе, электромобили и гибриды. Ключевые слова: автомобильная промышленность, кризис, транспорт на альтернативном топливе, стимулирование сбыта, государственная поддержка. |
Viktor Terskikh, Mark Koryagin, Vladimir Katargin
Statistical substantiation of the crisis situation in the automobile market |
The volatility of demand for automotive products is considered. The effect of per capita income on car sales is shown. Additionally, clustering of demand was revealed in the correlation field “income level” – “demand”. The hypothesis of two models of demand formation is formulated. The hypothesis is confirmed at a level sufficient for the data volume under consideration. Thus, the population is currently demonstrating low demand for this level of income. It is concluded that the car sales system is in a state of crisis and requires government support. Keywords: automobile industry, crisis, linear regression, sales promotion, government support. |
|
|
В.С. Зарубин, Я.Г. Осадчий, С.В. Зарубин
Термомеханический режим обечайки металлокомпозитного баллона высокого давления при заполнении жидким водородом |
Представлен количественный анализ математической модели, позволяющий проследить изменение температурного и напряжённо-деформированного состояния обечайки цилиндрического металлокомпозитного баллона высокого давления в процессе заполнения жидким водородом с его последующей газификацией и достижения в баллоне рабочего давления. При реализации такого процесса отпадает необходимость в использовании высокотехнологичного, дорогостоящего и энергоёмкого компрессорного оборудования для создания на входе в баллон высокого давления водорода, превышающего рабочее значение. Дозирование жидкого водорода при заполнении баллона позволяет ограничить снижение температуры металлического лейнера и значения растягивающих напряжений, возникающих на его внутренней поверхности. Это замедляет процесс накопления микроповреждений в материале лейнера, обеспечивая увеличение числа допустимых циклов заполнения баллона жидким водородом. В отличие от процесса заполнения баллона газообразным водородом, сопровождаемого повышением его температуры и снижением плотности, что в итоге при достижении рабочего давления приводит к уменьшению массы водорода в баллоне по сравнению с её регламентированным значением, рассматриваемый вариант заполнения обеспечивает накопление в баллоне расчётного значения массы водорода, давление которого постепенно возрастает до предельного за счёт энергии окружающей среды, поступающей в полость баллона через армирующий слой композита. Рассматриваемый способ заполнения баллона может быть применён для хранения водорода высокого давления на стационарных автозаправочных станциях и в подвижных заправочных устройствах, а также при использовании заполненных баллонов повышенного объёма в качестве сменных модулей на различных видах транспорта. Ключевые слова: металлокомпозитный цилиндрический баллон, заполнение баллона жидким водородом, математическая модель термомеханических процессов в оболочке баллона. |
Vladimir Zarubin, Yakov Osadchy, Sergey Zarubin
Thermomechanical model of the shell high-pressure metal-composite cylinder when filled with liquid hydrogen |
A quantitative analysis of the mathematical model is presented, which makes it possible to trace the change in the temperature and stress-strain state of the shell of a cylindrical high-pressure metal-composite cylinder in the process of filling with liquid hydrogen with its subsequent gasification and reaching the operating pressure in the cylinder. When implementing such a process, there is no need to use high-tech, expensive and energy-intensive compressor equipment to create a high hydrogen pressure at the cylinder inlet that exceeds the working value. The dosing of liquid hydrogen when filling the cylinder makes it possible to limit the decrease in the temperature of the metal liner and the value of tensile stresses arising on its inner surface. This slows down the accumulation of microdamages in the liner material, providing an increase in the number of allowable cylinder filling cycles with liquid hydrogen. In contrast to the process of filling a cylinder with gaseous hydrogen, which is accompanied by an increase in its temperature and a decrease in density, which ultimately, when the working pressure is reached, leads to a decrease in the mass of hydrogen in the cylinder compared to its regulated value, the filling option under consideration ensures accumulation in cylinder of the calculated value of the mass of hydrogen, the pressure of which gradually increases to the limit value due to the energy of the environment entering the cavity of the cylinder through the reinforcing layer of the composite. The considered method of filling a cylinder can be applied to store high-pressure hydrogen at stationary gas stations and mobile filling devices, as well as when using filled cylinders of increased volume as replaceable modules in various modes of transport. Keywords: metal-composite cylindrical cylinder, filling cylinder with liquid hydrogen, a mathematical model of thermomechanical processes in the shell of the cylinder. |
|
|
И.В. Краснов
Факторы, определяющие преждевременный выход из строя газовых двигателей КАМАЗ и причины их капремонта в гарантийный период |
Установлены факторы, определяющие преждевременный выход из строя газовых двигателей КАМАЗ и причины их капитального ремонта в гарантийный период эксплуатации, что связано с детонационным характером сгорания. Предложены технические решения на повышение надёжности. Ключевые слова: детонация, диаметр поршня, давление наддува, температура. |
Ivan Krasnov
Factors determining the premature failure of KAMAZ gas engines and the reasons for their overhaul during the warranty period |
The factors determining the premature failure of KAMAZ gas engines and the reasons for their overhaul during the warranty period of operation, which is associated with the detonation nature of combustion, have been established. Technical solutions to improve reliability are proposed. Keywords: detonation, piston diameter, boost pressure, temperature. |
|
|
К.В. Бабаев, И.Д. Ильинская, С.Л. Сазонов
Китайский и мировой автопром отрывается от земли |
Сегодня многие водители в Китае и во всём мире, часами простаивающие в пробках, с нетерпением ожидают появления совершенно нового вида транспорта – «летающих» автомобилей, которые позволят им с лёгкостью преодолевать все дорожные препятствия. В недалёком будущем сервис воздушного такси станет одной из важнейших транспортных систем, которая позволит снизить нагрузку на дорожную сеть в крупнейших мегаполисах мира и удовлетворить потребности горожан в мобильности на расстояние от 15 до 50 км внутри города, а затем, по мере увеличения расстояния транспортировки, аэротакси станут перевозить их в аэропорты и даже осуществлять междугородние рейсы. Следует отметить, что процесс активного поэтапного внедрения аэротакси в повседневную жизнь может занять более 10 лет, что связано с рядом технологических, финансовых, инфраструктурных и юридических проблем, над решением которых активно сегодня работают ведущие автопроизводители всего мира. Ключевые слова: Китай, «летающие» автомобили, аэротакси, городской трафик, взлёт и посадка, роторы, несущие винты, мобильность, спутниковая связь, сертификат лётной годности. |
Kirill Babaev, Irina Ilinskaya, Sergey Sazonov
The Chinese and global auto industry is getting off the ground |
Today, many drivers in China and around the world, standing idle for hours in traffic jams, are looking forward to the appearance of a completely new type of transport – «flying» cars that will allow them easily overcome all road obstacles. In the near future, the air taxi service will become one of the most important transport systems that will reduce the load on the road network in the largest megacities of the world and meet the needs of citizens for mobility at a distance of 15 to 50 km inside the megalopolis. After that as the transportation distance increases, the air taxi will transport them to airports and even carry out intercity flights. It should be noted that the process of active phased introduction of air taxi into everyday life may take more than 10 years, which is associated with a number of technological, financial, infrastructural and legal obstacles, which are actively being addressed by the leading automakers of this world today. Keywords: China, «flying» cars, airtaxi, urban traffic, take-off and landing, rotors, mobility, satellite communications, certificate of airworthiness. |